Наталья Прудниченкова
Консультация для родителей «Сказка нас в гости зовёт»
▼ Скачать + Заказать документы
Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живём,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждём.
Говорят, сказки так же необходимы нашим детям, как солнце и витамины. Безусловно, это важный элемент для построения здоровой личности…
В наше время все меньше и меньше родителей рассказывают своим малышам сказки– этот «волшебный» ритуал почему–то уходит в небытие.
К сожалению, эта прекрасная традиция в наше время вытесняется миром разнообразных гаджетов, телевидения и интернета.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка нас в гости зовёт“» размещена в разделах
Влияние сказки на развитие ребёнка.
Развитие личности – процесс не быстрый и не простой. Ребёнку необходимо пройти на этом пути определённые этапы. А помочь малышу забраться на очередную ступеньку развития, призваны сказки, которые на протяжении тысячелетий передают из поколения в поколение. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества.
Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сказка – произведение искусства. Значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становиться своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребёнок) открывает в ней своё собственное решение насущных жизненных проблем. Сказка может лечить душу, помогает разобраться в проблеме, заставляет поверить в себя.
Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в то же время загадочна.
Стиль сказки также понятен ребёнку. Ребёнок ещё не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребёнка какими-то логическими рассуждениями. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребёнку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. В неё все герои имеют чёткую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Ребёнок отождествляет себя с положительным героем.
Сказка очень близка ребёнку эмоционально, по мироощущению. Кроме того, когда её содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в мир таких отношений, которых ребёнок в реальной жизни может не замечать. А главное – работая над сказкой, ребёнок залечивает душевные раны.
Сказка – вековая мудрость
Вековая мудрость в том, что именно сказки были первыми учебниками для маленьких людей — они рассказывали им о жизни в большом мире, о принятых в них законах и правилах, учили жизненным ценностям и прививали любовь к добру. Сказка рассказывала ребёнку (и не только ребёнку, но и взрослому) о способах Духовного развития, о смысле Жизни.
Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. И надо сказать, со своей задачей сказка справляется блестяще.
Народная сказка работает только тогда, когда она действительно народная, старинная волшебная. У разных народов встречаются схожие сюжеты, например, история о прекрасной девушке, которая заснула и была разбужена принцем. Повествование о принце и принцессе, превращенных с помощью колдовства во что-то мерзкое, например, в лягушку, которую нужно полюбить и расколдовать.
В сказке всегда всё однозначно и это позволяет детям усваивать моральные принципы, а также учиться на ошибках героев. Народные сказки кажутся изощрённо жестокими, но ребёнок воспринимает всё иначе, чем взрослый. Зло обязательно должно быть наказано: сожжено, утоплено, разорвано на кусочки, развеяно по ветру.
Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок.
Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.
Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.
Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.
Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.
И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.
Кроме того, сказка помогает детям развивать фантазию. Ведь зачастую родители рассказывают волшебные истории без использования картинок, а значит, ребенку нужно самому представить, как именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище.
Помните: персонажи сказки живут в воображаемом мире, нельзя подходить к ним с реалистической меркой. Не стоит смешивать сказку с реальностью. Провести между ними границу помогает завязка и концовка повествования: «В некотором царстве…», «Я там был…».
Как выбрать правильную сказку для малыша?
Выбор сказок огромен. Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребёнка. Интересоваться устной речью дети начинают ближе к году — именно тогда можно знакомить ребёнка с простыми сказками, в которых можно подражать звукам и разговорам знакомых героев — мышек и кисок, птичек и машинок. Яркие книжки с крупными рисунками и небольшим количеством текста подойдут для этого лучше всего. И не забывайте о мимике и жестах — малышам нравится, когда по ходу сюжеты взрослые активно демонстрируют сюжет — гримасничают, жестикулируют, жалеют и защищают нарисованных героев.
Детям раннего возраста 24 лет уже можно начинать понемногу рассказывать волшебные сказки, так как к этому возрасту они уже способны фантазировать. Однако помните, что различать реальный и вымышленный мир дети учатся только к 46 годам. Поэтому не слишком увлекайтесь насыщенностью сюжета — иногда у детей может развиться страхи и боязнь отрицательных сказочных персонажей, которая окажет влияние на психическое развитие ребёнка.
Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию — зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях жучков, птичек или экзотических животных. Эти сказки играют важную роль в экологическом воспитании — и отлично, если у вас есть возможность продемонстрировать ребёнку жизнь знакомых персонажей в естественных условиях.
Дети 46 лет и младшие школьники могут уже сами высказывать предпочтения и выбирать себе сказки. Им часто нравятся сказочные рассказы о детях- ровесниках — например, книжки о Карслоне, Незнайке, Вини-Пухе и его друзьях, повести Э. Успенского или серия о волшебнике Изумрудного города.
Даже если ребёнок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном — ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения. Старшие дошколята уже интересуются толстыми книжками и длинными сказками, которые можно читать постепенно, день за днем.
Если вы приучите ребёнка читать, а не смотреть телевизор или играть в компьютер — вы можете себя поздравить! Ведь чтение развивает память, интеллект, фантазию и образное мышление, а значит, ребёнок будет лучше учиться и обязательно найдет своё место в жизни.
Поэтому читайте сказки. Рассказывайте их своим детям, придумывайте вместе новые сюжеты, сопровождайте их игрой в куклы или рисованием. Ведь подарить себе и своему ребенку немного хорошего настроения очень просто!