Снежана
Нравственное воспитании учащихся начальных классов с помощью сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы с детства знаем эти строки из стихотворения Александра Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Они говорят нам о том, что из сказки нужно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно, научиться на чужих ошибках.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр. Именно поэтому работа со сказками играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся младших классов.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не правильно действует в каких-либо поступках, делах.
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент образования.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
"Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".
Считаем, что формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но уверены в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.
Любой художественный текст, особенно сказочный, несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются.»
В текстах сказок, затрагивающих проблемы свободы, добра и зла, любви и дружбы, жизни и смерти, духовная составляющая текста проявляется обязательно - через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета.
При работе со сказками мы используем следующие приё мы:
• разыгрывание сказки по ролям, проигрывание эпизодов, эмоций героев;
• обсуждение поступков героев, ситуаций;
• беседа «Почему герой так поступил?»;
• рисунки и поделки к сказке.
С помощью сказки мы воспитываем у детей :
• Волю - сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя - умение противостоять неудачам.
• Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность - умение держать слово.
• Оптимизм - веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
• Целеустремленность - умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
• Доброту и честность.
С помощью сказки мы развиваем у ребенка умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, связную речь, интерес к учебе, мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетические чувства, чувство юмора.
Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.
Фрагмент классного часа «Волшебники добра»
Цель: прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений и рассказов по теме.
Обсуждение понятия «доброта».
- Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл?
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.
- Проанализируйте жизнь нашего класса в последнее время. Какие произошли изменения? Определите, под влиянием чего они произошли?
Учитель. Народная мудрость гласит, что доброта рождает чуткость и бережность. Как вы это понимаете?
- Согласны ли вы со словами Л. Н. Толстого «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого»? Порассуждайте.
- Кто же из друзей будет надежным: добрый или злой?
- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?
- Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступить?
- Легко ли быть добрым?
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта - это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всем.
Помните:
• Добрые слова - корни
• Добрые мысли - цветы
• Добрые дела - плоды
• Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Они согревают окружающих людей и помогают им в трудную минуту.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Литература
1. Гагич, С. Н. Быть волшебником: игровое занятие для 1-4-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2019. - N 6. - c.16-17
2. Леонова Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения : Формирование нравственной компетентности младших школьников /Н. А. Леонова // Начальная школа. - 2019. - № 5. - с. 22-26
3. Нравственность в современном мире : методический материал / Сост. О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. - Минск: 2018 г. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
4. Чухарева В. В. Твори добро! : внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В. В. Чухарева // Начальная школа. - 2020. - N 7. - c.66-68
5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Москва, 2020.