Морозова Елена
Сказка «Лисичка — сестричка и волк»
1. Организационный момент.
- Отгадайте, о какой сказке мы будем сегодня говорить на занятии:
Рыбку он ловил хвостом
И лису спасал потом.
Вёз до дома на спине.
Кто? Скажите, быстро мне.
(«Лисичка-сестричка и волк»).
2. Пальчиковая гимнастика.
Дед – пальчиковое упражнение «Дед».
Бабка – пальчиковое упражнение «Бабка».
Лиса – пальчиковое упражнение «Лиса».
Волк – пальчиковое упражнение «Волк».
Рыбка - пальчиковое упражнение «Рыбка».
Публикация «Сказка „Лисичка — сестричка и волк“» размещена в разделах
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
3. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая.
- Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбрасила всю рыбу и сама ушла.
- Где?
- Там, на возу, и рыба, и воротник.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:
- Ах ты. Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк :
- Здравствуй, кумушка!
- Здравствуй, куманек!
- Дай мне рыбки!
- Налови сам, да ешь.
- Я не умею.
- Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку опусти хвост в прорубь, - рыба сама на хвост нацепляется да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: тут-то было.
«Эка сколько рыбы приварило, и не вытащишь!» - думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
- Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, кумушка!»
А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу :
- Так то учишь ты? Меня всего исколотили!
- Эх, куманек, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.
- И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
- Битый небитого везет, битый небитого везет.
- Что ты, кумушка, говоришь?
- Я, куманек, говорю: битый битого везет.
- Так, кумушка, так.
4. Игра «Один – много».
Рыба – рыбы.
Пирог – пироги.
Хвост – хвосты.
Прорубь – проруби.
Дорога – дороги.
Шуба – шубы.
Коромысло – коромысла.
Ведро – ведра.
5. Игра «Назови ласково».
Румяный пирог – румяненький пирожок.
Узкая дорога – узенькая дорожка.
Пушистый хвост – пушистенький хвостик.
Полное ведро – полненькое ведерко.
6. Игра «Сосчитай».
2 рыбы, 5 рыб.
2 пирога, 5 пирогов.
2 дороги, 5 дорог.
2 шубы, 5 шуб.
2 хвоста, 5 хвостов.
2 проруби, 5 прорубей.
2 коромысло, 5 коромысел.
2 ведра, 5 ведер.
7. Игра «Слова – наоборот».
Зима- лето.
Друг – враг.
День – ночь.
Награда – наказание.
Хитрый – простодушный.
Голодный – сытый.
Здоровый – больной.
Живой – мертвый.
Хвалить – бранить.
Примерзать – оттаивать.
Шептать – кричать.
Тепло – холодно.
8. Игра «Слова – родственники».
Лиса, лисичка, лиска, лисонька, лисий.
Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбный.
Волк, волчок, волчата, волчонок, волчий.
9. Развитие общей моторики «Лиса».
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост,
(Показать руками, какой у лисы острый нос).
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
(«Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь).
Шубу пышную поглаживает.
(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево).
- Я – охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь.
(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются).
После прыгнул и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
(Вскакивают, «хватают» и уносят добычу).
10. Игра «Слова – друзья».
Плестить – тащиться.
Хитрить – обманывать.
Стянуть – украсть.
Швырнуть – бросить.
Смекнул – догадался.
Браниться – ругаться.
Колотить – бить.
Горевать – расстраиваться.
11. Беседа по сказке «Лисичка – сестричка и волк».
Вопросы:
- В какое время года происходит действие в сказке?
- Кого обхитрила лиса в начале сказки?
- Расскажи, как лиса обхитрила волка в первый раз.
- Расскажи, как лиса обхитрила волка во второй раз.
12. Отгадывание загадок.
1. Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима).
2. Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд).
3. кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк).
4. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса).
5. Три братца
Пошли на речку купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Вёдра с коромыслом).
13. Знакомство детей с пословицами.
Хитрость хитростью побеждают.
Хитрость и сметка бьют зверя метко.
На вид простак, а в душе хитряк.
14. Итог занятия.
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
(Хитрый простодушного всегда обманет).