Князева Ольга Николаевна
Сказка как средство воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад городского округа Стрежевой»
Структурное подразделение «Ромашка»
Сказка, как средство воспитания детей дошкольного возраста
Автор:
Князева Ольга Николаевна,
воспитатель
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Сказка как средство воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.
Важную роль в процессе нравственного развития личности являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя, и многие из них шагая в ногу со временем, предполагают, что их дети хорошо развиваются у телевизора, компьютера. В наше время Интернет и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка.
Поэтому на плечи воспитателей ложится сложная задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в ребенке духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Я считаю, что ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Согласитесь, компьютерная техника ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все они обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. И педагог должен создать такую среду, чтобы ребенок смог приспособиться к новым условиям.
Посеять в процессе адаптации такие зернышки положительных качеств, которые в последствие перерастут, сформируются в нравственные качества, как: доброта, милосердие, эмпатия (сопереживание).
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.
И здесь на помощь нам приходят сказки. Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.
Во время пребывания в детском саду у детей формируются нравственные черты и качества: умение различать, что хорошо и что плохо; быть правдивым и скромным, доброжелательно относится к сверстникам.
Моделям поведения ребенок может научиться, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Сказка, в народном творчестве самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы замечаем, как вдруг оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Своим чудесным содержанием она всегда зовёт на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.
Такие нравственные категории, целесообразно формировать с помощью русских народных сказок, в том числе о животных. Сказка «Зимовье» поможет педагогу показать, как дружба помогает победить зло, добрые и миролюбивые побеждают в сказке «Волк и семеро козлят».
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается мудрость восхваляется забота о близком поощряется
Но сказка также предупреждает детей о вреде излишней доверчивости.
После встречи колобка с волком, медведем, оказалось, что опасен не тот, кто прямо говорит: «Я тебя съем!», а тот, кто расхваливает тебя самого и твою песенку. Учат сказки и вслушиваться, сравнивать, думать. Смелость, находчивость, выдержка помогает Машеньке вернуться домой.
Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребенка, дать возможность понять друг друга, они воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности.
Делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы сказать, чтобы ребенок вырос хорошим человеком начинать надо с раннего возраста, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать и наша задача – не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.