Марина Мещерякова
Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить
критические воспринимать окружающее.
Д. Родари
Публикация «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника. Имея практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением.
Привлекательность воспитания сказкой заключается в том, что она универсальна:
• Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
• Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
• Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
• Сказка феерична. Обращаясь к сказке, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, кукольный или драматический театр.
• Сказка эмоциональна. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
• Сказка мудра. Через сказку педагог может передать ребенку или родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
В моем, хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.
1. Социально-коммуникативное развитие : Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.
2. Познавательное развитие : воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.
3. Речевое развитие : обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.
4. Художественно-эстетическое развитие : развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.
5. Физическое развитие : формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.
Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.
В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь. В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,
- знают определенные сказочные сюжеты;
- понимают сюжетную линию сказки;
- выделяют проблему, актуализированную в сказке;
- умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения и инсценировки сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее. В конце хотелось бы добавить:
Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка - это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.
Педагогическая ценность сказки
Современная социокультурная ситуация в российском обществе способствует увлечению интереса к проблемам воспитания детей младшего школьного возраста. В связи с перспективным планом деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы важной задачей в современной российской педагогической практике становится усиление воспитательного потенциала, а также разработка мер, направленных на реализацию обеспечения социализации и индивидуального психолого-педагогического подхода для каждого обучающегося, особенно по отношению к младшим школьникам, так как именно в этом возрасте закладывается дальнейшая мотивация к обучению.
Обращение к теме сказки в этой связи определено рядом факторов. Во-первых, педагоги начальной школы сталкиваются со сложной воспитательной проблемой «кризиса 7 лет»,который включает проблемы адаптации ребёнка к школе, смену игровой деятельности учебной, сложности вхождения в новый коллектив, изменение обязанностей младших школьников, увлечение доли личной ответственности за поступки и их результаты.
Во-вторых, в связи с новой педагогической парадигмой развития российского образования перед учителем встаёт вопрос объединения традиционного и инновационного компонентов обучения и воспитания в педагогическую практику учителя в целях обеспечения в современных требований к современной российской системе образования. В этой связи своевременным является обращение именно к сказке, которая изначально служит источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности.
Работа со сказкой широко применяется в системе дошкольного образования, она знакома детям и понятна, таким образом осуществляется преемственность между этими ступенями системы образования. Сказка помогает в привычной для ребёнка форме осознать себя в новой ситуации развития и преодолеть адаптационный период младшего школьного возраста.
Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является народная сказка.
Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.
Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.
Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и т. д.
Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, – свойство, которое, прежде всего, порочит волка.
В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь – самый сильный лесной зверь и потому беспросветная глупость медведя – глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.
Гегель признавался: «. в изображении животного царства с чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость».
Образность составляет основу словесной ткани сказки. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Речевые реплики многообразны и характерны. Некоторые сказки почти сплошь состоят из диалогов: «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Бобовое зернышко».
В сказках о животных всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях.
Такая ясность оценок в сказках о животных существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.
Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесённой им через века. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия младших школьников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.
Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определённой эпохи; уникальная метафоричность языка делает её незаменимой в воспитательном процессе.
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования мыслительных операций у старших дошкольников. Доказано, что математическая сказка является средством развития основных операций мышления у детей. Также в статье представлен пример сказки с математическим содержанием, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: анализ, Классификация, математическая сказка, мыслительные операции, обобщение., синтез, сравнение, старший дошкольник