Ольга Полохало
Сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность часто провоцирует эмоциональные зажимы ребёнка, мешающие его комфортному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Через средства массовой информации и сеть Интернет современные дети получают массу негативной информации, которая калечит нежную детскую душу. Порою трудно узнать причину резкого изменения в поведении ребёнка, не умеющего защитить себя от разрушающего воздействия внешнего потока часто ненужных сведений.
Публикация «Сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников» размещена в разделах
Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей, обеспечивая кроме познания детьми социального мира еще и освоение бесконфликтного существования в обществе, способствовать адаптации детей к социальной среде.
Цели:
1. Ознакомление дошкольников с первоначальными представлениями социального характера и включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
2. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых, необходимого социального опыта и, как следствие, развитие саморегуляции и социальных навыков;
3. Формирование у детей патриотических чувств, гражданской, семейной ответственности, гендерной принадлежности и чувства принадлежности к мировому сообществу;
4. Формирование у дошкольников позитивного отношения к миру.
Изучение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации позволяет определить понятие «социализация» как процесс становления личности человека и его адаптации к социальной среде, процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом.
Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней морализации и строгости – то есть негативных реакций окружающих.
Исследования показывают, что процесс социализации определяется, с одной стороны, особенностями внешнего воздействия на дошкольника; с другой – индивидуальными свойствами каждого ребенка; с третьей – возрастными особенностями протекания психических процессов у детей.
Показателями позитивной социализации дошкольников являются отношение ребенка к обществу, к социально значимой для него деятельности и степень сформирования социального опыта.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей;
- формирование основ культуры поведения;
- позитивную направленность формирующейся личности маленького ребенка, привитие доброжелательности.
Для дошкольников восприятие сказки всегда было актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребенка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми.
Воспитательная значимость сказки для поддержки позитивной социализации дошкольников.
Социальное развитие ребенка осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе.
В каждой народной сказке огромны ресурсы слова, словесных средств и методов. Каждая сказка – свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка.
Сказка приобщает детей к народному фольклору, и выступает средством нравственного воспитания, предлагая определенные модели поведения, наиболее приемлемые для того или иного этапа культурного развития человеческого общества.
У всех народов традиционно используют сказку как незаменимый метод знакомства с миром социальных отношений, посредством сказочных образов и действ, но реально моделирующих и доступно помогающих понять детям основные нравственные принципы отношений.
Каждого человека в самом начале его детства встречала сказка. Она созвучна и понятна детскому мироощущению, потому что знакомит ребенка с необычными образами персонажей, удивительными приключениями, сказочным миром. Своими простыми поступками, мыслями, чувствами герои сказок производят в детском сознании первое отражение картин мира, реальных человеческих поступков и взаимоотношений. Поэтому благодаря сказке дети начинают осознавать важность поступков человека.
Этим обусловливается использование сказок в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как одного из средств реализации требований ФГОС для поддержки позитивной социализации дошкольников.
Первичная социализация ребенка является основой для его дальнейшей социализации. Несомненно, что важную роль в первичной социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но справедливо отметить, что и сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит дошкольника. Через добрую сказку у ребенка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация.
В сказке происходит знакомство детей с различными ситуациями, наглядно демонстрирующими различные модели поведения и взаимоотношений среди людей и животных (русские народные сказки : бытовые, волшебные, о животных; авторские педагогические сказки; сказки смешанного типа и др.)
Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Именно сказка демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах существующие в этике две основные нравственные категории – добро и зло. Ведь герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. И детям благодаря сказке легко принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Принятие детьми сказочных идеалов позволяет им легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью : соблюдение моральных требований ассоциируется с добром, хорошими поступками, а нарушение моральных норм и правил характеризуется как зло, как плохие поступки. Именно сказка воспитывает морально – этические ценности. Благодаря сказке даже младшему дошкольнику легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Постепенно дети начинают управлять своими поступками, соотносить их с морально – нравственными и этическими нормами, которые в сказке выражены очень доступно. Поэтому именно с помощью сказок возможно формирование таких важных, основополагающих нравственных категорий, как добро», «зло», «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя». Нравственные оценки поступков героев сказок постепенно обретают позиции нравственных норм социальных взаимоотношений самих детей, начинают регулировать и подчинять социальным нормам поведения саму эмоциональную сферу поступков дошкольника. Эмоционально – позитивное воздействие на ребенка самой сказки побуждает его без лишней морализации со стороны взрослого вести себя в соответствии с элементарными моральными требованиями, закладывает основы нравственности, помогает усвоить доступные его пониманию моральные принципы.
В сказке в виде метафор излагается информация:
- о том, что может происходить с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия человек может встретить в жизни и как с ними справиться
- к чему могут привести непослушание, глупость, высокомерие, злоба, зависть, трусость, чрезмерная обидчивость и другие человеческие пороки
- о том, как может помочь в жизни проявление доброжелательности, вежливости, тактичности, благоразумия, находчивости и смелости
как приобретать и ценить дружбу
- как важно быть послушным и благоразумным
- как важно научиться прощать.
Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно – этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей, соответствует задачам ФГОС.
Педагогическая сказка (всегда авторская) представляет собой сказочное, но специально продуманное содержание определенной направленности, воздействующей на нравственную сферу личности ребенка, его гражданско-патриотические чувства, знакомит с окружающим миром, взаимоотношениями и др. Использование педагогической сказки в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста приводит к достижению прогнозируемого целевого образовательного или воспитательного результата.
Педагогические дидактические сказки корректирующей и диагностирующей направленности – это сказки смешанного типа. В отличие от коррекционной сказки, применяемой в психологической работе педагогами-психологами, сказка корректирующей и диагностической направленности используется воспитателями в педагогической образовательной деятельности с детьми. Она имеет своей целью ярко показать детям разные виды поведения сказочных героев в той или иной ситуации.
Говоря о воспитательном значении сказок, важно отметить их четыре основные особенности, содействующие позитивной социализации дошкольников :
- воплощение идеала человеческого существования, поэтому во всех сказках добро побеждает зло;
- яркая демонстрация предпочтения добра и осуждение зла формирует у дошкольников позитивное отношение к благородным человеческим качествам: мудрости, человечности, доброте и активности в борьбе добра над злом;
- расширение кругозора, пробуждение интереса к жизни и творчеству разных народов, воспитание чувства доверия ко всем людям Земли, занятым честным трудом;
- обсуждение сказок — это хороший повод для ребенка поделиться своими чувствами, а для взрослого — «услышать» сокровенные мысли ребенка.
Сказки, рассказанные для детей, имеют структуру четкую и логически последовательную, чтобы дети могли эти сказки воспринять, понять и запомнить, в них присутствуют разнохарактерные персонажи, отличающиеся и внешними особенностями, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства. Встреча ребенка со сказкой — это постепенное формирование у него образного, художественного восприятия сюжетов, более широких по объему и глубоких по содержанию, чем может придумать сам ребенок, в силу своих возрастных интеллектуальных возможностей.
Сказки, рассказанные детьми, имеют не всегда последовательно выстроенную структуру. Очень часто процесс придумывания сказок детьми основан на эмоциональной составляющей их повествования. Поэтому из сказки имеют описание действия героев, иногда в нарушение логики повествования. Дети в процессе придумывания ими сказок торопятся к итоговому действию, чтобы зло было, как можно быстрее побеждено добром.
Сказка не только прекрасное средство позитивной социализации ребенка, но и метод народной педагогики, развивающий его логику, память, мышление, воображение и, конечно же, речь.