Ольга Иванова
Сказка как средство формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 комбинированного вида»
Городской округ Краснотурьинск
«Сказка как средство формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий у детей дошкольного возраста»
Методическое пособие
В пособии даются рекомендации о том, как известные сказки можно применить для формирования у детей основ экономики
Составитель:
Воспитатель
Иванова О. Ю., СЗД
Публикация «Сказка как средство формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
«Сказка как средство формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий у детей дошкольного возраста»
Цель: формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста.
Сказка - источник мудрости - с древнейших времен применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Работы О. И. Меньшиковой, Т. Л. Поповой, Л. В. Кнышовой, И. М. Котюсовой, Р. С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Традиционно персонажей сказок мы привыкли обсуждать с точки зрения категорий добра и зла, хитрости и глупости, трудолюбия и лености. В данном пособии предлагается привычных сказочных героев рассмотреть под другим углом зрения - с учетом их экономического поведения.
Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;
• сказки, отражающие труд людей;
• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;
• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний используются народные и авторские сказки :
1. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК О ПОТРЕБНОСТЯХ И ВОЗМОЖНОСТЯХ
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк».
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон», "Лягушка-путешественница","Дюймовочка" Х. К. Андерсен.
В авторской сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказке «Жадная старуха» экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. Социально-нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость.
В авторской сказке А. С. Пушкина старик боялся старухи и поэтому выполняет её требования. Старуха стала жадной, алчной и всё время меняла свои желания, предъявляла всё больше требования. Рыбка наказала её, и старуха вновь оказалась у разбитого корыта.
В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могли выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.
"Лягушка-путешественница", о потребностях лягушки и ее возможностях. Взлететь высоко - потребность, не подтвержденная возможностью.
"Дюймовочка". Кроме красоты, изысканности образов и морально-этической ценности сказки, здесь есть целый ряд возможностей для экономической социализации школьников. Крот был богат, запаслив, и мышь была рачительной хозяйкой. Но оба персонажа были духовно бедны. Они не смогли найти достойного применения "на ходке" - Дюймовочке, хрупкой и нежной, которая создана для иной жизни. Здесь тоже о потребностях, о возможностях применения качеств субъекта в зависимости от предназначения, от индивидуальных способностей. Очень ценным является здесь огромный потенциал сказки для духовного воспитания детей. Не все можно измерить богатством, "не хлебом единым". И еще всему свое место и время. Об этом надо знать и применять это в жизни.
Мораль: Расширять представления о возрастающих потребностях человека и возможность их удовлетворения, развивая способность к установлению взаимосвязи между этими категориями, формировать отрицательное отношение к жадности и глупости.
2. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК О ТРУДЕ И ПОТРЕБНОСТЯХ
Народных: «Терем-теремок», «Заюшкина избушка», «Хаврошечка», «Морозко», «Как коза избушку построила», «Зимовье зверей», «Три поросенка» (английская сказка, «Колосок», «Петушок и бобовое зернышко».
Авторских: К. И. Чуковский «Федорино горе», «Золушка» Ш. Перо.
Знакомство детей с трудом, потребностью в безопасности и сохранении здоровья, потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения, представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов, уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов.
В русской народной сказке «Как коза избушку построила» Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят.
При анализе английской сказки «Три поросёнка» формируется представление о разнообразии природных ресурсов (материалов); прививается уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов.
Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф – Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.
В русской народной сказке «Заюшкина избушка» заяц правильно использовал природные материалы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. Заяц был добрым, этим воспользовалась злая лиса и выгнала его из дома. Помог зайчику умный, смелый петушок. А лиса была непрактичная, она не знала из каких материалов надо строить дом, Вот и построила дом изо льда, который растаял.
«Колосок». Круть и Верть - два мышонка, которые пели да плясали. С ними вместе жил петушок Голосистое горлышко, "Он всех сперва песней будил, потом двор подметал". Петушок нашел колосок и стал звать мышат на работу: смолоть его на мельнице принести домой замесить тесто натаскать дров затопить печь сделать и испечь пироги. Но мышата ничего не хотели делать, а только петь и плясать, в итоге и пирогами их не за что было угощать.
На примере маленькой звериной семьи дети увидят, что очень тяжело одному все делать: и двор мести, и муку молоть, и стряпать, и печь. И для мышат это не назовешь "чудесным местом для жизни" : хоть сколько пой и пляши, а есть-то хочется. Итак, двое мышат и петушок жили одной семьей. Здесь не было ладу. Работал один, а двое - лодыри и лентяи, - хотели бы жить за чужой счет. В этой семье, хотя и жили все вместе, мышата не были взаимосвязаны с петушком, ведь только общее дело могло бы объединить их.
"Золушка, или Хрустальная туфелька", Шарль Перро. Здесь тоже целый клад для экономического воспитания. Идея такова, что труд украшает человека, что в итоге делает его счастливым и богатым.
Мораль: Формировать представление о разнообразии свойств природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании, прививать уважение и хозяйский подход, формировать отрицательное отношение к равнодушию, злу. Формировать понимание необходимости и целесообразности труда, показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда, подвести детей к пониманию что труд-необходимое условие благополучия человека, формировать отрицательное отношение к лени и неопрятности.
3. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК О БАРТЕРЕ
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», В. Осеева «Добрая хозяюшка».
Эти сказки помогают детям понять суть натурального обмена (бартера, определять выгодность бартера (выгодность и невыгодность сделки, самостоятельно совершать обменные операции, не допускать излишней доверчивости.
«Лисичка со скалочкой». В процессе путешествия из одних гостей в другие лиса, переночевав, утром предъявляла счет хозяевам за якобы пропавшую ее собственность. В результате хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов: скалочка курочка гусочка барашек. Обмен всегда был выгодным для лисы, т. к. она, зная, что хозяева, защищая свою добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу. Примеры в данной сказке показывают образцы неравноценного натурального обмена. Применительно к современной жизни здесь можно вывести мораль: нельзя принимать в свой дом, тем более на ночлег, незнакомых людей. Они могут украсть, или, как в данном случае, шантажировать. Другими словами, хозяева могут оказаться перед выбором: или пострадает их честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы пропащей вещи.
Мораль: Уточнить знания детей об операции взаимообмена товарами, понять суть выражения «равноценный обмен», формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости.
4. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК О ДЕНЬГАХ
Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», бр. Гримм «Выгодное дело».
Мораль: Формировать представления о разнообразии денежных знаков, их ценности, о том, что деньги, потраченные
разумно, могут стать источником дохода, прибылью, воспитывать бережное отношение к деньгам, развивать способность разумно их расходовать.
5. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК О РЕКЛАМЕ
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал».
Эти сказки знакомят детей с экономической категорией «реклама» через чтение и обсуждение, раскрывают значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей, формируют представление о профессии рекламного агента, дают представление о рекламе как о способе получения выгоды.
В сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Паренёк был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
В русской народной сказке «Лиса и козёл» лиса сделала рекламу колодезной воде и заманила козла в колодец, чем спасла свою жизнь. Козёл поверил лисе и чуть не погиб.
В сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» кот был расчётливым и смекалистым. Через рекламу вызвал интерес короля к своему хозяину и сделал его богатым. Умение создавать рекламу очень важно для людей: оно помогает привлечь внимание к какому-либо предмету, делу, человеку.
Способность критически оценивать рекламу раскрывает сказка Г. -Х. Андерсена «Новое платье короля». Король поверил рекламе о чудесных свойствах ткани, решил получить выгоду: сшить себе красивое платье да узнать, кто из его свиты глуп и занимает не свое место. Но сам оказался обманутым. Любая реклама должна соответствовать действительности, иначе это обман.
Мораль: Раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой, развивать способность критически оценивать рекламу, сформировать представления о профессии рекламного агента.
6. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», Н. Носов «Незнайка на Луне», «Приключения Буратино» А. Толстого.
Формируемые экономические знания : купля-продажа как вид бизнеса-капитала.
Чтение и обсуждение сказок с целью формирования представления о способах увеличения дохода (капитала, расширения представления о купле-продаже, прибыли (дохода, деловых партнерах.
Расширение знаний детей о товаре, операциях купли-продажи; формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой; понятия того, что доброе отношение к людям вызывает ответную доброту и благодарность по сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», где купец поехал торговать за море, товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям. Младшая дочь любила отца, поэтому отправилась к чудищу. За доброту и ласку полюбила его и вышла замуж.
В сказке Н. Носова «Незнайка на Луне» Пончик был практичным, поэтому быстро сообразил, как можно разбогатеть. На соль большой спрос, и поэтому при продаже он получал большую прибыль. Но Пончик не думал о развитии своей фабрики, из-за этого владельцы крупных заводов – конкуренты его разорили.
При анализе сказки обращается внимание на экономические категории (конкуренты, товар, спрос, социально-нравственные качества (деловитость, практичность, конкурентноспособность).
"Золотой ключик, или Приключения Буратино". Чудесное поле: посадишь денежку - вырастет куча денег. Здесь четко показаны затраты папы Карло, длинные поиски альтернатив Буратино и искомый вариант выбора окончательного решения: надо учиться, чтобы принести пользу обществу, в котором ты живешь.
Мораль: Расширять знания детей о товаре, формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой, спросом на товар и предложением
7. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК О ДОГОВОРЕ, КАК О СОГЛАШЕНИИ ДВУХ СТОРОН
Народных: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мужик и медведь».
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
В произведении А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» Балда заключил договор с попом, чтобы проучить его за жадность. Привык Балда работать на совесть. Про такого работника можно сказать добросовестный, он много трудился и конюхом, и плотником и просил за это невысокую плату. Благодаря своему трудолюбию и смекалке выполнил договор. Получил оброк с чертей. Поп пострадал из-за своей жадности.
При чтении и обсуждении русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мужик и медведь» формируются представления о договоре, как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора обеих сторон, о выгоде и убытке. Таким образом, подводим детей к выражению собственных оценок нравственных качеств героев сказок.
Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» дед решил получить прибыль, взял лису на воротник жене. Лиса была расчётливая и хитрая. Она получила прибыль (съела всю рыбу, попробовала теста, покаталась на волке, а мужик и волк оказались с убытками.
Мораль: Формировать представление о договоре как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора для обеих сторон, раскрыть суть понятия «выгода», «личная выгода», формировать отрицательное отношение к жадности, воспитывать чувство справедливости.
Заключение.
Таким образом, ознакомление с азами экономики может быть эффективным при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Сказка в этом плане является неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.
Используемая литература.
1. А. А. Смоленцева. Знакомимся с азами экономики с помощью сказок. М. АРКТИ. 2006 г.
2. Н. С. Бибко. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» ж. Начальная школа. №5 -1987 г.
3. Народные сказки. Т. 1. / Сост.. - М. : изд-во "Возрождение", 1982 г. •
4. Русские сказки. / Сост.. - М. : Детская литература, 1986 г.