Наташа Шуклина
Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства – это самый интересный период в жизни ребёнка. Это время, когда он познаёт все вокруг. Эта незабываемая пора - пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка.
С самого детства дети вовлечены в экономические и финансовые процессы (ходят с родителями в магазин, посещают банки). Поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог правильно распределять свои денежные средства.
Публикация «Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Все мы с детства любим сказки, у каждого есть любимые. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, а также помогают в изучении финансовой грамотности и дают первичные экономико-финансовые представления детям.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «необходимые и желаемые траты», пытаются осмыслить свое поведение в ситуации обмена-бартера. Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых.
Работу по экономическому воспитанию я начала с исследования народных и авторских сказок, это позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения экономического содержания.
Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях и возможностях, затем о труде, деньгах, бартере, рекламе, купле-продажи.
Потребности и возможности:
Народные - «Жадная старуха»; Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок» «Хаврошечка».
Авторские - "Телефон» К. И. Чуковский; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин; «Жадная старуха» А. А. Смоленцова.
Труд:
Народные - «Так сойдет»; «Трудовые деньги»; «О том как труд лень победил»; «Краденым сыт не будешь»; «Воловий труд»; «Терешечка»; «Про нужду»; «Мужик и Медведь»; «Терем – теремок»; «Хаврошечка»; «Морозко».
Авторские - «Федорино горе» К. Чуковский; «Трое из Простоквашино» Э. Успенский; «Наши пряли, а ваши спали» А. А. Смоленцова; «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин; «Петушок и бобовое зернышко» К. Д. Ушинский.
Деньги:
Народные: «Девочка, которая принесла золото»; «Как бедняк выиграл имущество богача»; «Деньги делают все»; «Говорящие деньги»; «Клад»; «Три поросенка» (английская); «Золотая антилопа»; «Али-баба и сорок разбойников».
Авторские - «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский; «Золотой ключик или приключение Буратино» А. Н. Толстой; «Огниво» Г. -Х. Андерсен.
Бартер:
Народные - «Мена»; «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;
«Гуси – лебеди»; «Выгодная сделка»; «Кошелечек».
Авторские - «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев.
Реклама:
Народные - «Лиса и козел»; «Сказка о молодильных яблоках»; «Дятел и лиса»; «Два мороза»;«Колобок»; «О щуке зубастой».
Авторские - «Кот в сапогах» Ш. Пьеро; «Новое платье короля» Г. - Х. Андерсен
Купля-продажа:
Народные - «Мальчик с пальчик»; «Чудесный мешочек»; «Чудесная рубашка»; «Сынок-с-кулачок»; «Как кот ходил с лисом сапоги покупать»; «Как барин овцу купил»; «Хитрая наука».
Авторские - «Как старик корову продавал» С. Михалков; Книга Т. Смирновой «Белка и компания» (сказка «Как Миша из покупателя превратился в продавца»); «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков;
«Как баран овцу купил» А. А. Смоленцева.
Понятие «деньги» раскрывается в сказке К. И. Чуковского
«Муха-Цокотуха»
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»);
развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.
воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать финансовую культуру
АНАЛИЗ СКАЗКИ «МУХА-ЦОКОТУХА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» начинается с классического волшебства - случайной находки крупной суммы денег. Цокотуха делает нужное приобретение - Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится. Самовар ей нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть. В этот день муха была именинницей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились. В это время появился Паук и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые разбежались, но вдруг прилетел Комар и зарубил паука. Он стал женихом Мухи-Цокотухи, и насекомые отпраздновали свадьбу.
Экономические понятия: деньги (монеты, доход, товар, реклама, накопления, банк.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
- Какой неожиданный доход у Мухи-Цокотухи?
Ответ: прибыль от находки денежки.
-Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай?
Ответ: электрический чайник.
-Какую рекламу можно сделать, чтобы Муха вместо самовара купила чайник?
Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.
-А если у Мухи-Цокотухи останутся деньги, что еще можно купить?
Ответ: чайную посуду, угощение.
-Что еще Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой?
Ответ: положить деньги под проценты в банк на выгодных условиях.
- Как бы вы потратили деньги?
-Для чего Муха пригласила гостей?
Ответ: Продемонстрировать свою новую покупку. У нее были именины. Для выгоды: гости ей подарили подарки.
-Как вели себя гости?
Ответ: Всё чужое съели, в минуты опасности ничем не помогли мухе.
-Как могли помочь Мухе гости?
Ответ: Могли предложить Пауку деньги, выкуп под залог.
Вывод: Детские сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их можно заработать и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам, уважение к своему и чужому труду и коммуникативные навыки.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием потребности и возможности.
СИТУАЦИЯ: Муха нашла только одну монетку, этого хватило только на покупку самовара. Как бы поступила муха, если нашла много денег?
ЦЕЛЬ: Познакомить с формами организации торговли, научиться разумному подходу к выбору места покупки.
СИТУАЦИЯ: Муха потратила свою денежку на базаре, купив самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?
СИТУАЦИЯ: Муха не заработала денежку, она ее нашла. Поэтому она так легкомысленно ее потратила. Могла ли муха потратить эти деньги на более полезные нужды?
Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.