МААМ-картинки

Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников

Наташа Шуклина
Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мир детства – это самый интересный период в жизни ребёнка. Это время, когда он познаёт все вокруг. Эта незабываемая пора - пора мечтаний, искренней радости и взросления ребёнка.

С самого детства дети вовлечены в экономические и финансовые процессы (ходят с родителями в магазин, посещают банки). Поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог правильно распределять свои денежные средства.

Публикация «Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах

Все мы с детства любим сказки, у каждого есть любимые. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, а также помогают в изучении финансовой грамотности и дают первичные экономико-финансовые представления детям.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «необходимые и желаемые траты», пытаются осмыслить свое поведение в ситуации обмена-бартера. Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых.

Работу по экономическому воспитанию я начала с исследования народных и авторских сказок, это позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения экономического содержания.

Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях и возможностях, затем о труде, деньгах, бартере, рекламе, купле-продажи.

Потребности и возможности:

Народные - «Жадная старуха»; Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок» «Хаврошечка».

Авторские - "Телефон» К. И. Чуковский; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин; «Жадная старуха» А. А. Смоленцова.

Труд:

Народные - «Так сойдет»; «Трудовые деньги»; «О том как труд лень победил»; «Краденым сыт не будешь»; «Воловий труд»; «Терешечка»; «Про нужду»; «Мужик и Медведь»; «Терем – теремок»; «Хаврошечка»; «Морозко».

Авторские - «Федорино горе» К. Чуковский; «Трое из Простоквашино» Э. Успенский; «Наши пряли, а ваши спали» А. А. Смоленцова; «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин; «Петушок и бобовое зернышко» К. Д. Ушинский.

Деньги:

Народные: «Девочка, которая принесла золото»; «Как бедняк выиграл имущество богача»; «Деньги делают все»; «Говорящие деньги»; «Клад»; «Три поросенка» (английская); «Золотая антилопа»; «Али-баба и сорок разбойников».

Авторские - «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский; «Золотой ключик или приключение Буратино» А. Н. Толстой; «Огниво» Г. -Х. Андерсен.

Бартер:

Народные - «Мена»; «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;

«Гуси – лебеди»; «Выгодная сделка»; «Кошелечек».

Авторские - «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев.

Реклама:

Народные - «Лиса и козел»; «Сказка о молодильных яблоках»; «Дятел и лиса»; «Два мороза»;«Колобок»; «О щуке зубастой».

Авторские - «Кот в сапогах» Ш. Пьеро; «Новое платье короля» Г. - Х. Андерсен

Купля-продажа:

Народные - «Мальчик с пальчик»; «Чудесный мешочек»; «Чудесная рубашка»; «Сынок-с-кулачок»; «Как кот ходил с лисом сапоги покупать»; «Как барин овцу купил»; «Хитрая наука».

Авторские - «Как старик корову продавал» С. Михалков; Книга Т. Смирновой «Белка и компания» (сказка «Как Миша из покупателя превратился в продавца»); «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков;

«Как баран овцу купил» А. А. Смоленцева.

Понятие «деньги» раскрывается в сказке К. И. Чуковского

«Муха-Цокотуха»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи: применять первичные экономические знания на практике; продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

расширять и активизировать словарный запас дошкольников;

учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»);

развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;

- воспитывать финансовую культуру

АНАЛИЗ СКАЗКИ «МУХА-ЦОКОТУХА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» начинается с классического волшебства - случайной находки крупной суммы денег. Цокотуха делает нужное приобретение - Самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится. Самовар ей нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть. В этот день муха была именинницей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились. В это время появился Паук и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые разбежались, но вдруг прилетел Комар и зарубил паука. Он стал женихом Мухи-Цокотухи, и насекомые отпраздновали свадьбу.

Экономические понятия: деньги (монеты, доход, товар, реклама, накопления, банк.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

- Какой неожиданный доход у Мухи-Цокотухи?

Ответ: прибыль от находки денежки.

-Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай?

Ответ: электрический чайник.

-Какую рекламу можно сделать, чтобы Муха вместо самовара купила чайник?

Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.

-А если у Мухи-Цокотухи останутся деньги, что еще можно купить?

Ответ: чайную посуду, угощение.

-Что еще Мухе-Цокотухе можно было еще сделать с денежкой?

Ответ: положить деньги под проценты в банк на выгодных условиях.

- Как бы вы потратили деньги?

-Для чего Муха пригласила гостей?

Ответ: Продемонстрировать свою новую покупку. У нее были именины. Для выгоды: гости ей подарили подарки.

-Как вели себя гости?

Ответ: Всё чужое съели, в минуты опасности ничем не помогли мухе.

-Как могли помочь Мухе гости?

Ответ: Могли предложить Пауку деньги, выкуп под залог.

Вывод: Детские сказки влияют на финансовую грамотность детей. На примерах главных героев сказок дети узнают, зачем нужны деньги, как их можно заработать и потратить, чем бумажная банкнота отличается от монеты. Через общение со сказкой у детей воспитывается бережное отношение к деньгам, уважение к своему и чужому труду и коммуникативные навыки.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием потребности и возможности.

СИТУАЦИЯ: Муха нашла только одну монетку, этого хватило только на покупку самовара. Как бы поступила муха, если нашла много денег?

ЦЕЛЬ: Познакомить с формами организации торговли, научиться разумному подходу к выбору места покупки.

СИТУАЦИЯ: Муха потратила свою денежку на базаре, купив самовар. А если базар закрыт? Где можно потратить деньги?

СИТУАЦИЯ: Муха не заработала денежку, она ее нашла. Поэтому она так легкомысленно ее потратила. Могла ли муха потратить эти деньги на более полезные нужды?

Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Игровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДООИгровая среда для формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания в ДОО Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной возрасте основано на воспитании у ребёнка бережливости, деловитости, бережного отношения.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников
Опубликовано: 31 октября 2023 в 05:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Шуклина (УИ 6837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД