Сафошкина Марина
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сафошкина Марина Владимировна
МДОУ «Детский сад №117»
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение является фольклор - устное народное творчество, существующее в виде пословиц и поговорок, загадок, песенного искусства, сказок.
Публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Трудно представить детство без сказок и любимых детских книг. Сказки входят в жизнь ребенка с детства и остаются с ними навсегда. Но сказки - это не просто развлечения, это развитие для ребенка. Рождаясь, ребенок уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Через сказку малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно через сказку знакомятся дети с понятием, что такое хорошо и что такое плохо, а значит закладываются моральные и духовные ценности. И без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это прежде всего, воспитание души.
А что такое сказка для современного ребенка? Ценность сказки в том, что она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица, благодаря сказке во многом открываются смысл и моральная значимость человеческих поступков.
Если создать благоприятные условия для использования сказки в повседневной деятельности детей, то возможно более глубокое развитие нравственных качеств: уверенность в торжестве правды, победе добра над злом, формированию общечеловеческих ценностей. Исходя из выше сказанного нами был разработан и реализован проект «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки». Целью, которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка, придание ценности совместного творчества детей и их родителей, Формирование духовного багажа ребенка посредством музыки, сказки и живописи, прививая ему общечеловеческие качества, закрепление и систематизация знаний детей о сказках.
Из проведенных нами занятий по русским народным сказкам : «Кот и петух», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Поможем ёжику» дети поняли что сказка может помочь усвоить духовно – нравственные категории (добро - зло, послушание - непослушание, трудолюбие - лень, умение уступать, помогать друг другу, и с благодарностью принимать помощь. Чтобы обеспечить активность и внимательность во время занятия воспитатели предлагают детям выполнять имитационные движения (сказка «Кот и петух» как петух машет крыльями и кукарекает, как тихо подкрадывается лиса, мяукает кот). Родители нашей группы принимали активное участие в театрализации сказки «Волк и семеро козлят» Воспитатели напомнили родителям что ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка тогда, когда он просит почитать сказку.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без которого человек не человек. И цель сказочников воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою. И коль ребенок именно в раннем возрасте открыт и находиться в ожидании нового, мы взрослые должны всегда помнить об этом и научать его чувствовать, сострадать, любить и вместе с тем развивать природную фантазию через сказки, а как говорил К. И. Чуковский: «Фантазия - есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства – как воспитывают музыкальное чутье».
«Сказка – это образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят сказку слушать, они создают ее. Почему сказка развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки живет в детском сознании, а создание фантастических образов – это самая благородная почва, на которой развиваются ростки мысли. Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости» - пишет В. А. Сухомлинский.
В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.
Наконец, в сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картины мира. Сказка очень близка для детского восприятия, недаром она считается детским произведением. А. С. Пушкин писал о сказке : «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе.
Таким образом, сказка как литературный текст имеет очень много особенностей и отличий, но главное - это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка, как предмет детского восприятия, создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.
С помощью сказки мы воспитываем у детей :
Волю — сложное и многогранное качество личности.
Веру в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки мы развиваем у ребенка:
- умение слушать;
- умение познавать;
- умение сравнивать, сопоставлять;
- умение мыслить словами;
- связную речь;
- интерес к учебе;
- мышление;
- внимание;
- память;
- воображение;
- мимику лица и жесты;
- эстетические чувства;
- чувство юмора.
И так, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.
Использованные источники
1. Духовно – нравственное воспитание в системе муниципального образования: программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова [и др. ] // Методист. - 2011. - № 8. – С. 21 – 27.
2. Лисица, В. А. Развитие духно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 11. – С. 20 – 22.
3. Сапрыкина, Т. А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка / Т. А. Сапрыкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 8. – С. 22 – 24.
4. Устюжанина, С. А. Дорога добра: программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся / С. А. Устюжанина // Практика административной работы. – 2012. - № 4. – 46 – 61.
5. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова/ М., - Фолио. - 1996., 444с.
6. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 1. – С. 19 – 21.