Марина Александровна
Системный подход к формированию лексико-семантического компонента языковой деятельности у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В речевом развитии дошкольников — базовая задача — это формирование словаря, т. к. овладение словарем является важным условием познавательного развития ребенка, формирования, накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления.
Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов. Все исследователи (М. М. Конина, В. И. Яшина, А. П. Иваненко и др.) сходятся во мнении, что cлово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением. Такая работа помогает обогатить, закрепить и активизировать словарный запас.
Публикация «Системный подход к формированию лексико-семантического компонента языковой деятельности у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Слово — является клеточкой мышления (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Развитый словарный запас может стать той основой, на которой возможно формирование таких важных и сложных форм умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение и обобщение различных явлений, предметов и понятий.
Слова не являются изолированными единицами, соединяются друг с другом разнообразными связями: ситуационными, понятийными, звуковыми, образуя сложную систему.
Например, слово «КОШКА» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка — крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка — молоко — мышка, и понятийные связи (смысловые) (кошка — домашнее животное). В норме преобладающую роль играют ситуационные и понятийные связи, они самые значимые.
Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова, называется «семантическим полем».
Семантика - от греческого semantikos - обозначающий, т. е относящийся к значению или смыслу слова, содержательный.
«Семантическое поле» (далее «с. п») состоит из ядра - слова, которое несёт смысловую нагрузку («кошка – небольшое домашнее животное»). Ядерное слово окружает периферия — концерны (слои, возникающие ассоциации к ядерному слову.
Вокруг ядра расположены наиболее близкие по значению к ядерному слову – родственные слова (изменение по числам, временам) (кошечка, кошачий, котенок, кот и т. д.).
Затем слова, обозначающие действия и названия предметов (мяукает, прыгает, ловит, лакает и т. д.).
Следующий круг «с. п.» - слова, обозначающие признаки предметов (пушистая, белая, маленькая и т. д.).
Слова синонимы - слова, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение (мурка, кисуля, усатый друг).
Затем слова – антонимы: прямо противоположные лексические значения (быстрая – медленная, черная – белая,
Словесные, логические задачи: Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?
Образные выражения (фразеологизмы, крылатые слова) «как кошка с собакой» - живут, общаются недружно, постоянно ссорясь, ругаясь.
Таким образом, развитие семантических структур в лексической системе языка позволит не только уточнить и расширить словарный запас детей, добиться усвоения навыков словообразования, развития мыслительных способностей детей, но и качественно преобразить речь детей.