Папки-передвижки

Системный подход к формированию лексико-семантического компонента языковой деятельности у старших дошкольников с ОНР

Марина Александровна
Системный подход к формированию лексико-семантического компонента языковой деятельности у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

В речевом развитии дошкольников — базовая задача — это формирование словаря, т. к. овладение словарем является важным условием познавательного развития ребенка, формирования, накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов. Все исследователи (М. М. Конина, В. И. Яшина, А. П. Иваненко и др.) сходятся во мнении, что cлово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением. Такая работа помогает обогатить, закрепить и активизировать словарный запас.

Публикация «Системный подход к формированию лексико-семантического компонента языковой деятельности у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Слово — является клеточкой мышления (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Развитый словарный запас может стать той основой, на которой возможно формирование таких важных и сложных форм умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение и обобщение различных явлений, предметов и понятий.

Слова не являются изолированными единицами, соединяются друг с другом разнообразными связями: ситуационными, понятийными, звуковыми, образуя сложную систему.

Например, слово «КОШКА» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка — крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка — молоко — мышка, и понятийные связи (смысловые) (кошка — домашнее животное). В норме преобладающую роль играют ситуационные и понятийные связи, они самые значимые.

Комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова, называется «семантическим полем».

Семантика - от греческого semantikos - обозначающий, т. е относящийся к значению или смыслу слова, содержательный.

«Семантическое поле» (далее «с. п») состоит из ядра - слова, которое несёт смысловую нагрузку («кошка – небольшое домашнее животное»). Ядерное слово окружает периферия — концерны (слои, возникающие ассоциации к ядерному слову.

Вокруг ядра расположены наиболее близкие по значению к ядерному слову – родственные слова (изменение по числам, временам) (кошечка, кошачий, котенок, кот и т. д.).

Затем слова, обозначающие действия и названия предметов (мяукает, прыгает, ловит, лакает и т. д.).

Следующий круг «с. п.» - слова, обозначающие признаки предметов (пушистая, белая, маленькая и т. д.).

Слова синонимы - слова, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение (мурка, кисуля, усатый друг).

Затем слова – антонимы: прямо противоположные лексические значения (быстрая – медленная, черная – белая,

Словесные, логические задачи: Собака догоняет кошку, а кошка мышку. Кто бежит впереди?

Образные выражения (фразеологизмы, крылатые слова) «как кошка с собакой» - живут, общаются недружно, постоянно ссорясь, ругаясь.

Таким образом, развитие семантических структур в лексической системе языка позволит не только уточнить и расширить словарный запас детей, добиться усвоения навыков словообразования, развития мыслительных способностей детей, но и качественно преобразить речь детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Герои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольниковГерои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольников Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по конструированию на свободную темуФотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по конструированию на свободную тему Цель:Развивать познавательный интерес и навыки конструирования по самостоятельному замыслу. Задачи:Развивать логическое мышление и поощрять.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по аппликации «Грузовик-зерновоз»Фотоотчёт о продуктивной деятельности старших дошкольников по аппликации «Грузовик-зерновоз» Цель:Развивать творческие способности при работе над аппликацией. Задачи:Продолжать знакомить с различным видом транспорта-зерновозом. Развивать.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по аппликации «Ящик с фруктами»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по аппликации «Ящик с фруктами» В течении тематической недели"Осень. Следы осени. Сбор урожая" воспитанники старшей группы на занятиях по художественному творчеству рисовали,лепили.

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников «Витаминный букет здоровья» Цель: воспитывать интерес к своему здоровью. Задачи: развивать желание поддерживать здоровье правильным питанием (овощи и фрукты). Уточнить.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системный подход к формированию лексико-семантического компонента языковой деятельности у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 7 марта 2020 в 20:20
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системный подход к формированию лексико-семантического компонента языковой деятельности у старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна (УИ 311625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД