Получи документы

Стимулирующее оборудование предметно-пространственной среды в группах ДОО в условиях ФГОС до

Светлана Васильченко
Стимулирующее оборудование предметно-пространственной среды в группах ДОО в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС ДО подчеркивает априорность разнообразия детей, социо-культурных условий их жизни, разнообразие темпов развития и достижений. Индивидуализация образования, как один из ведущих принципов стандарта, как раз и возможна при построении развивающей предметно-пространственной среды (далее ППС, когда образовательный процесс строится на основе свободного выбора детьми видов деятельности, материалов, места, партнерств. Выбирая и самостоятельно действуя, ребенок приобретает личностно значимый опыт, формирует свой уникальный образ мира, себя и других в нем, учится жить в быстроменяющемся социальном обществе. Индивидуализированная среда выступает не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя, так как ставит педагога перед необходимостью импровизации и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной, т. е. умений действовать в спонтанных ситуациях. Однако, несмотря на столь пристальное внимание к развивающей среде, данная действительность по-прежнему является проблемной областью в системе образования. Это связано с различными аспектами, такими как: разное «прочтение» нормативных документов; некомпетентность в вопросах оснащения; разобщенность ППС и образовательной программы ДОО; проблема выбора (в многообразии «рынка» товаров сложно ориентироваться); проблемы финансирования.

Публикация «Стимулирующее оборудование предметно-пространственной среды в группах ДОО в условиях ФГОС до» размещена в разделах

А ведь именно развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, удовлетворению потребности в деятельности, познании, в частности: развитие всех специфических детских видов деятельности; накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками; развитие инициативы, воображения, творчества; реализация ребёнком права на свободу выбора детьми видов деятельности, материалов, места, партнерств. В настоящее время педагогические работники нашего сада находятся в поиске способов и вариантов организации развивающей ППС группы, реализуют исследованные положения с учетом принципов ее создания, а именно: обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; быть приспособленной к реализации Программы; соответствовать особенностям здоровья, развития и возраста детей; способствовать развитию ситуаций совместной деятельности детей и взрослых, возможностей для общения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей образовательной среды.

Краеугольным камнем построения развивающей ППС в группе является принцип деятельности, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды деятельности, как совместной, так и самостоятельной. К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская, двигательная активность детей. При отборе предметного содержания развивающей среды педагоги ориентируются на «зону ближайшего развития», т. е. на завтрашние возможности детей. Среда содержательно-насыщенная это не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в подборке материалов. Поэтому кроме стационарных маркеров игрового пространства, в группах активно используются игровые поля - это набор стимулирующих атрибутов и несложного оборудования, позволяющее быстро создать тематическое игровое пространство. Важным средством педагогической работы становится создание среды и наблюдение за действиями ребенка в этой среде, выявление интереса ребенка и сопровождение его развития. Игровые поля, настольные и напольные, стандартные и спонтанно создаваемые в зависимости от разворачиваемого сюжета с помощью разнообразных интересных материалов и атрибутов (коврики-полянки, платки и ткани, коробки и упаковки, фигурки людей и животных) возникают как по задумке воспитателя, так и по задумке детей («Зоопарк», «Ферма», «Конюшня», «Морское дно», «Аэродром», «Армия» и др.).Эффективность применения игровых полей усиливается при использовании небольших мобильных платформ на колесиках в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируют среду и сами дети, используя легкие и мобильные ширмы, которые могут иметь разную фукциональную роль (центра уединении, ширмы для театра, носилок в сюжетно- ролевой игре «Больница»). Вариативная среда группы состоит из различных центров (мастерских, исследовательских, художественных студий, библиотек, лабораторий, мини - музеев, когда дети могут выбирать пространство активности (центр) по собственному желанию.

Стимулирующее оборудование ППРС разных видов деятельности дошкольников часто связано с нетрадиционным оборудованием центров групп :

• продуктивная деятельность в Художественных мастерских по программе Лыковой «Цветные ладошки» (разные виды печаток, технологические карты методов нетрадиционного рисования, разные пластические материалы от глины до кукуруктора);

• познавательно-исследовательская деятельность в центрах сенсорного развития и «Лабораториях Знаек» (пластиковые и мерные стаканы, трубочки, палочки, лупы, контейнеры с исследуемыми материалами: соль, сахар, песок, глина) ;

• музыкальная деятельность (шумовые музыкальные инструменты по Карлу Орфу; «Веселый звукоряд» (метод ниткописи и элементарных графических символов для обозначения звуков);

• двигательная деятельность (коррегирующие дорожки; тренажеры; нестандартный плантограф, не пачкающий стопы детей; осанкомер «Росток» с центральной линией для фиксации позвоночника и опорные знаки, указывающие на места касания пяток, икр, ягодиц, плеч и затылка ребенка; стена-«прилипала»).

Среда трансформируемая - это один из самых трудно реализуемых принципов, поскольку групповые помещения в большинстве случаев заполнены стационарными мебелью и конструкциями, а среда должна меняться в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Предметно-развивающая среда группы меняется как структурно (перестановка мебели, её функциональное преобразование под развивающийся сюжет, так и содержательно (в зависимости от времени года, освещаемой темы или проекта, к праздникам). Полифункциональность - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования). Книги используются как для рассматривания в книжном центре, так и для организации сюжетной игры в библиотеку; передвижные столы и мобильные платформы становятся основой конструкции, создаваемой детьми (библиотека, магазин «Книги», Книжная мастерская). Доступность групповой среды в соответствии с ФГОС ДО позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого, обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми или удобными съемными контейнерами, возможностью к трансформированию пространства и оформлению его самими детьми. Главный критерий доступности - возможность ребенка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое пространство предоставлено в его собственное распоряжение (сетка-тренажер, коврограф, игровые поля, макеты). У нас существует традиция приближения условий сада к домашним (подушки, мягкие сенсорные тренажеры, на которых дети сидят, использование фотографий ребенка и его семьи, места для уединения с условной границей – полупрозрачной тканью, образующей купол) и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое. Следим за безопасностью оборудования (отсутствие режущих, колющих, бьющихся предметов, специальными полусферами закрыты углы мебели в групповых помещениях. Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является нормативный этикет, то есть разработка правил поведения. Важны и общие правила поведения в группе и на прогулке («Один за всех, все за одного», «Поиграл - убери игрушки», «Правильно мой руки» и т. п.). Активные помощники для запоминания правил детьми - это алгоритмы одевания-раздевания, мытья рук, проведения познавательно-исследовательской деятельности, размещенные в соответствующих центрах развития в группах. Главное условие - создание таких правил и алгоритмов вместе с детьми или самими детьми, поскольку правила, продиктованные взрослыми - это правила взрослых. При моделировании развивающей ППС важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активной деятельности: живописью, аппликацией, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины, познавательно - исследовательской деятельностью, но всегда нужно помнить, что «любая среда стихийна, если она не сформирована с оглядкой на ожидаемый результат» (Д. Дьюи).

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО Деловая игра для педагогов ДО на заседании КМО. В ФГОС большое значение придается развивающей среде, которая является частью целостной.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС  .

Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС .

Консультация для воспитателей Организация предметно — пространственной среды в группах и помещениях детского сада. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД» Содержание.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Оформление развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС  Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении созданы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Там, где раздаётся смех… Там, где множество потех… Там, где хором поют песни… Там, где очень интересно… Там, где множество ребят, Называют.

Подходы к созданию развивающих предметно-пространственной среды в разных возрастных группах. Подходы к созданию развивающих предметно- пространственной среды в разных возрастных группах. 1) РППС обеспечивает максимальную реализацию.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимулирующее оборудование предметно-пространственной среды в группах ДОО в условиях ФГОС до
Опубликовано: 15 марта 2017 в 09:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стимулирующее оборудование предметно-пространственной среды в группах ДОО в условиях ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД