Татьяна Шеховцова
Система экологического образования в детском саду, основанная на интегрированном подходе
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребенка, — это,
прежде всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
Публикация «Система экологического образования в детском саду, основанная на интегрированном подходе» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Однако экологическая культура у ребёнка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Систему экологического образования детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство.
Основные задачи на данном этапе:
1. Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения.
2. Создавать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.
3. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
4. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Экологическое образование детей в ДОУ осуществляется при условиях:
- наличия базы и условий для работы по экологии (среды, атмосферы);
- использования самых разнообразных форм работы в решении задач экологического образования;
- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (заведующий, старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре);
- планомерной работы с родителями, т. к. без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Экологическое образование дошкольников заключается в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно-ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.
Пути реализации:
- разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;
- создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;
- обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.
Формы работы:
с педагогами:
с дошкольниками:
с родителями
- индивидуальные и групповые
- консультации,
- семинары,
- семинары - практикумы,
- педагогические советы,
- открытые мероприятия
- выпуск экологических буклетов.
- занятия;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- проведение экологических викторин, праздников;
- выставки детских работ
- организация конкурсов
- консультации
- викторины
- папки-передвижки
- конкурсы
- выставки совместных работ
Особенности технологии:
- преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта обновлении содержания образовательного процесса;
- интегрированный подход введения педагогов в образовательный процесс;
- формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.
Ожидаемые результаты:
- внедрение в практику работы ДОУ инновационных технологий, предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов;
- формирование у детей уважительного отношения к природе родного края через интеграцию всех видов деятельности;
Принципами организации работы педагогов является самостоятельная реализация интегрированного подхода через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребёнка в повседневной жизни.
Экологическое образование в ДОУ основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть, понимать красоту в любых естественных проявлениях живого организма, запечатлённую в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства) и создавать её своими руками через разные формы изобразительной деятельности. В процессе экологического образования ребёнка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического образования, способствует формированию практических навыков.
Учитывая свой опыт воспитатель может привнести свои приёмы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.