Ветчинкина Галина
Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Права детей-инвалидов на получение образования
Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон РФ «Об образовании». «Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность по обучению инвалидов во взаимодействии с государственными службами занятости, органами управления образованием и социальной защиты населения на договорных началах. Образовательные учреждения должны выполнять ряд условий для обеспечения индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов:
• приспособление зданий и помещений к возможностям инвалидов беспрепятственно передвигаться;
Публикация «Продолжение „Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• адаптация программ обучения с учетом психофизиологических особенностей инвалидов;
• педагогическая коррекция учебного процесса.
Образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ. Недопустимо введение для них «облегченных» программ»[3].
Ст. 18 и 19 Федерального закона №181 ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ» содержат очень важные нормы:
«Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях органы образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей или лиц, их заменяющих, обучение детей по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому».
Кроме этого, недавно (21.11.2014, был представлен проект Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА, который рассматривается, как неотъемлемая часть действующего ФГОС общего образования, основывается на сходных принципах и подходах. При этом он имеет структурное и смысловое соответствие основным положениям концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раннее начало и адекватность применяемого коррекционного воздействия в младенческом, раннем и дошкольном возрасте является эффективным и позволяет детям с НОДА реализовать свои потенциальные возможности развития при школьном обучении. Доступное и качественное образование детей с НОДА должно обеспечивать удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
СФГОС не регламентирует образовательные технологии, методы и приёмы, средства обучения, формы и способы получения образования. СФГОС определяет структурно-функциональную, содержательную и технологическую составляющие начального образования, позволяющие детям реализовать своё право на обучение вне зависимости от региона проживания, тяжести и особенностей нарушения физического и психического развития.
Дифференциация детей школьного возраста с НОДА в зависимости от двигательных и образовательных возможностей
Для детей с нарушениями ОДА в системе школьного образования создана сеть специальных учреждений для их воспитания и обучения. В тоже время существует необходимость совершенствования психолого-педагогической помощи таким детям, т. к. эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с ДЦП.
Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития детей, а также целями и задачами коррекционного образовательного или социального учреждения. В психолого-педагогическом отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства.
К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с ДЦП (89% от общего количества детей с НОДА). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных учреждениях. Так как двигательные расстройства при ДЦП сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы, наряду с психолого-педагогической и логопедической коррекцией основная часть детей данной категории нуждается также в лечебной и социальной помощи. В условиях специального учреждения многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.
Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима. Диапазон различий в возможностях освоения академического образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень велик :
•Часть детей (с «чисто» ортопедической патологией и некоторые дети с детским церебральным параличом) могут освоить программу общеобразовательной школы.
•Существенная часть детей с двигательной церебральной патологией с ЗПР (с церебральным параличом и некоторые дети с ортопедической патологией) нуждаются в коррекционно-педагогической работе и специальных условиях образования; они могут успешно обучаться в специальной (коррекционной) школе VI вида.
•Дети с легкой умственной отсталостью обучаются по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
•Для детей с умеренной умственной отсталостью возможно обучение по индивидуальной программе в условиях реабилитационного центра системы образования или на дому. Среди учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата принято выделять следующие категории учащихся по возможностям овладения ими учебным материалом, обусловленным психофизическими особенностями:
•Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к норме. Это та группа, которая выделяется в настоящее время для обучения в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.
•Дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с задержкой психического развития и разборчивой речью.
Эта группа детей в настоящее время обучается на дому по программе массовой школы, что недостаточно, поскольку они нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировки и специальном оборудовании учебного процесса.
•Дети с задержкой психического развития при ДЦП, осложненном тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи. Для детей этой группы необходимы корректировка программ ряда общеобразовательных предметов, специальные методы развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения. В настоящее время многие из этих детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудности установления с ними речевого контакта. •Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разработке разноуровневых программ и в различных организационных формах обучения. Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла. Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость легкой степени, обучаются в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
•Дети с ДЦП, имеющие нарушения слуха и зрения разной степени выраженности. Эта группа детей нуждается в разработке различных организационных форм обучения (специальные отделения, классы, группы при школах, интернатах, в создании специальных учебных планов и программ обучения. В настоящее время дети с двигательными нарушениями и незначительными нарушениями зрения и слуха (слабовидящие, слабослышащие) обучаются в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.
Вариативность форм сопровождения детей с НОДА
Во многих субъектах РФ для детей с органическим поражением центральной нервной системы, не имеющих возможности посещать детские дошкольные образования и школы, организуются службы ранней помощи, реабилитационные центры, лекотеки, и другие структурные подразделения в социальных учреждениях. Также практикуется в данное время открытие отделений дневного пребывания при детских домах-интернатах, которые могут посещать дети с ДЦП с 4 до 18 лет включительно. Там дети занимаются с учителем-дефектологом (подготовка к школе, с педагогом-психологом (коррекция нарушенных психических функций) с учителем-логопедом (речевое развитие, проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке с социальным педагогом. При этом предусматривается создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды, учитываются рекомендации лечащего врача к определению режима нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.). Медицинское сопровождение включает наблюдение врача, занятия ЛФК, массаж, плавание, иппотерапию, галотерапию и др. В настоящее время имеется тенденция к созданию и развитию психолого-педагогических реабилитационных центров для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Реабилитационные центры в Российской Федерации начали открываться в 1994–1995 гг. Опираются они на нормативную базу центров психолого-медико-социального сопровождения. Их цель: оказание комплексной помощи детям с двигательной патологией, по каким-либо причинам не посещающим образовательные учреждения. Основной контингент центров-это дети с тяжелыми двигательными, а также с сочетанными нарушениями.
Создание особых развивающих условий среды для ребенка с двигательными нарушениями позволяет выявить его скрытые физические и психологические возможности, способствовать преодолению дезадаптации. Мультидисциплинарный подход в комплексной реабилитации больных с ДЦП позволяет проводить многолетнюю последовательную поэтапную реабилитацию более эффективно.
Пребывание ребенка в специальном образовательном или социальном учреждении положительно влияет на него самого и семью и способствует созданию благоприятных социально-педагогических условий для его развития. Педагоги и психологи данных учреждений способствуют преодолению такого неблагоприятного семейного фактора, как педагогическая некомпетентность родителей, консультируют, проводят тренинги, семинары-практикумы, где родители на практике могут познакомится с методами и приемами воспитания и обучения ребенка с НОДА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже доказано, что только ранняя диагностика, раннее комплексное консервативное лечение, своевременное применение мер ортопедической профилактики и лечения позволяют добиться максимального восстановления умственной и двигательной деятельности, коррекции сенсорных, вегетативных, речевых нарушений у детей с ДЦП.
За последние годы в РФ разработан ряд законов, направленных на реализацию прав детей-инвалидов, в том числе и детей с НОДА. Расширяется сеть специальных учреждений дошкольного и школьного типа для детей страдающих церебральным параличом. Характерной особенностей организации обучения в таких учреждениях является медико-психолого-педагогическое сопровождение : сочетание учебно-воспитательного процесса с лечебно-восстановительными мероприятиями.
Таким образом, отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выстроена в системе и эффективно функционирует, что способствует социальной адаптации и интеграции таких детей в социум.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: книга для логопеда. -М. :Просвещение,1989.-79 с.
2. Бадалян Л. О. Невропатология: учебник для студентов. -2-е изд., перераб. -М. : Просвещение, 1987.-317 с.
3. Закон РФ «Об образовании» (в редакции федеральных законов от 13.01.96 №12-ФЗ, от 16.11.97 №144-ФЗ).
4. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. -2-е изд. М. :Просвещение,1993.-64 с.
5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие /Под ред. Е. А. Стребелевой. -2-е изд. -М. :Издательство «Экзамен», 2004.-128 с.
6. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. -М. : Просвещение, 1991.-159 с.
7. Постановление правительства РФ № 861 от 18.07.96 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
8. Проект «Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (21.11.2014).
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ).
10. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181.