Ветчинкина Галина
Исследовательская работа «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение…. 3
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»…5
Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата…8
Особенности проявления нарушений у детей с детским церебральным параличом…. 8
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей
с НОДА на протяжении дошкольного возраста…10
Права детей-инвалидов на получение образования….11
Публикация «Исследовательская работа „Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дифференциация детей с НОДА в зависимости от двигательных и образовательных возможностей ….13
Вариативность форм сопровождения детей с НОДА…16
Заключение…18
Литература…. 19
ВВЕДЕНИЕ
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психические расстройства и болезни нервной системы; пороки развития; болезни, связанные с нарушением обмена веществ; болезни костно-мышечной системы.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений. Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% - дети с умственной отсталостью.
Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы»[9]. Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, основная ответственность за общее отношение к детям, в том числе и инвалидам, за их образование, воспитание, социальную защиту, соцобеспечение, поддержку, реабилитацию и адаптацию и т. д. лежит на государстве.
Реабилитация и адаптация ребенка с органическими или психическими нарушениями состояния здоровья, мешающими возможности полноценно участвовать в социальной и повседневной бытовой жизни, невозможна без утверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В жизни ребенка-инвалида действуют факторы социального порядка находящиеся в прямой связи со способностью личности жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Имеются в виду такие факторы, как учеба, жизнь в семье, общение с людьми, жилищные условия, стереотипы отношения к детям-инвалидам со стороны здоровых детей, состояние здоровья, система здравоохранения и социальной защиты в стране, возможности в ней реализовать свои права и т. д.
Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государством принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирует общественные установки отношения к инвалидам. Социальная работа с детьми-инвалидами строится на основе положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именно в этом законе определяется понятие «ребенок-инвалид» как лицо с ограничениями жизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает адаптацию детей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество»[10]. Статья 18 этого закона посвящена исключительно воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно этому закону, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения» [10]. Кроме образовательного права, детям-инвалидам предоставляются другие равные с их здоровыми сверстниками права.
В данной работе будет рассмотрена система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как все дети с НОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. Актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями является их социальная адаптация и интеграция в общество. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи. Распространенность ДЦП среди детской популяции весьма значительна и составляет до 5,8 на 1000 детей; при этом устойчивый рост количества таких детей сопровождается утяжелением нарушений развития (Л. О. Бадалян, В. Н. Козявкин, А. Б. Пальчик, К. А. Семенова, Е. Г. Сологубов). Важно отметить, что при всех усилиях, направленных на медико-психолого-педагогическую реабилитацию этих детей, к пубертатному возрасту среди них регистрируется большое количество инвалидов (Е. Т. Лильин, К. А. Семенова).
Значительное число исследований в специальной медицинской и психолого-педагогической литературе посвящено изучению особенностей развития детей с церебральным параличом: симптоматики, механизмов и структуры двигательных расстройств (Л. О. Бадалян, В. Г. Босых, Л. Т. Журба, В. Т. Кожевникова, Е. Т. Лильин, Е. М. Мастюкова, Е. Н. Правдина-Винарская, К. А. Семенова, Е. Г. Сологубов, М. Б. Эйдинова и др., особенностей психического развития (Д. И. Бойков, Л. Д. Данилова, Э. С. Калижшок, Е. И. Кириченко, А. В. Кроткова, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Т. Н. Симонова и др.); речевых нарушений (Е. Ф. Архипова, Л. Д. Данилова, М. И. Ипполитова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Е. Н. Правдина-Винарская, И. А. Смирнова, К. Стока, Л. Б. Халилова и др.); личностно-профессиональной ориентации подростков (И. Ю. Левченко); психолого-педагогической поддержки семьи (В. В. Ткачева). Все эти исследователи обеспечили решение важных, но, вместе с тем, локальных вопросов в решении проблемы помощи детям изучаемой категории.