Ирина Михайлова
Консультация для педагогов «Формы общения педагога с ребёнком в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации :
- напомнить педагогам формы работы с родителями принятыми в дошкольном учреждении;
- выяснить отношение педагогов к тем или иным формам взаимодействия с родителями;
- помочь каждому педагогу выбрать те формы, которые могут быть наиболее продуктивны, интересны, помогут проводить общение с родителями на высоком уровне и решать поставленные педагогом задачи.
Форма организации :
Публикация «Консультация для педагогов „Формы общения педагога с ребёнком в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формируются четыре микрогруппы из присутствующих. Каждой микрогруппе дается материал о разнообразных формах общения с родителями. В течение 5 минут педагоги знакомятся с материалом, обсуждают его. Затем, каждой микрогруппе предоставляется слово для представления своей формы всем участникам консультации. Далее следует обсуждение положительных и отрицательных сторон представленной формы. После окончания всех выступлений и обсуждений, участникам раздаются опросные листы, где следует указать те формы, которые наиболее часто используются в практике воспитателя и те, которые хотелось бы использовать.
Университет педагогических знаний – форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с дошкольным образовательным учреждением и начальной школой, а также взаимодействию родителей и воспитателей в воспитательной работе. Формы организации занятий в университете педагогических знаний : лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т. д.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Лекция – форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Возможно приглашение специалистов: врачей, юристов, представителей органов опеки и попечительства. Главное в лекции – научный анализ воспитательных ситуаций. Поэтому в ней следует вскрывать причины возникновения ситуации, условия их протекания, механизм поведения дошкольника, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции – опора на опыт семейного воспитания.
2. Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференцию желательно проводить раз в год, так как она требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ дошкольников, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
3. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию дошкольников, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума воспитатель предлагает найти выход из какой-либо ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и ДОУ и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Одна из форм практикума – «Деловая игра».
4. Открытые занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями воспитателей.
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом учебном занятии. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики деятельности современного дошкольного образовательного учреждения.
Традиционно родители детей являются активными участниками семейных праздников и открытых воспитательных мероприятий в ДОУ. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя новые стороны их интересов, увлечений, таланта.
5. Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличается тем, что позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждении поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута – ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть воспитатель или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы.
Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.
6. Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из детского садика», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведение участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Стоит помнить, что чаще всего лучше «смотрится» отрицательная роль. Воспитателю необходимо следить, чтобы игра не превратилась в просто игру, в подобие фрагмента кинобоевика, а сыгранная отрицательная роль стала поучением родителям в методах воспитания.
7. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы воспитатель может получить помощь непосредственно от родителей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагогов. Родители получают реальное представление о делах в детском саду и поведении дошкольников, воспитатель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению сына или дочери. Подход воспитателя может быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на негативные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, воспитатель столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношение, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
8. Родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только обсуждают поведение дошкольников, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.
Виды родительских собраний многообразны : организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые и т. д. Тематика родительских собраний составляется воспитателем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:
• атмосферу сотрудничества ДОУ и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении дошкольников;
• интонацию собрания (советуемся, размышляем вместе);
• профессиональный уровень воспитателя, определяемый его знаниями, компетентностью;
• добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
• главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).
9. Информационно-аналитические формы. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношений в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К информационно-аналитическим формам относится проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» и др.
10. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихи, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах, а потом вместе с детьми строить скворечники. Мамы и папы имеют возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных отношений, - организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление доверительных неформальных отношений с родителями не является основной целью общения.
11. Письменные формы общения. Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают педагогу встретиться с родителями лично или нет телефона, поддерживать контакт с родителями помогут некоторые формы письменного общения. В некоторых случаях бывает полезно записать информацию, чтобы быть уверенным, что другая сторона получила информацию. Следует стараться, чтобы данная форма общения была понятной.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и общую информацию о нем.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Родители могут обращаться к этим пособиям в течение всего года.
Бюллетень можно распространять раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе, потребности в «добровольцах» и другие новости.
Еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о любимых занятиях ребенка в детском саду и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут также посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка, или о только что освоенном навыке, или поблагодарить семью за оказанную помощь. Семьи также могут посылать записки, выражающие благодарность или содержащие просьбу.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, поездки в гости, в музеи, на экскурсии и т. д.
Доска объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях, расписание на день, советы родителям и другую оперативную информацию о том, что происходит в детском саду.
Ящик для предложений – коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателями.
Письменные отчеты – это формальный способ общения с семьями. Хотя это может быть полезная форма общения, нужно следить за тем, чтобы она не заменяла личных контактов.