Матвеева Екатерина Николаевна
Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста на примере произведений В. Бианки и Д. Биссета
▼ Скачать + Заказать документы
Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
на примере произведений В. Бианки
«Приключения Муравьишки» и Д. Биссета «Муравей и сахар»
Говоря о дошкольном образовании, всё больше мы слышим о том, как важно развивать у детей разные типы мышления. Ребёнок сталкивается с большим количеством информации ежедневно, и ему всё сложнее ориентироваться в ее огромном потоке. Время всегда ставит новые акценты в дошкольном образовании. И сегодня это, прежде всего потребность в систематизации информации, способность анализировать и сравнивать. Аналитическое мышление – одно из самых важных, которое мы закладываем в дошкольном возрасте. Однако нельзя научить ребёнка видеть только лишь факты и сводить развитие только лишь к математическим понятиям и категориям. Необходимо наравне с этим формировать духовный мир маленького человека, только одни сопоставление и анализ не приведут к развитию гармоничной личности.
Публикация «Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста на примере произведений В, Бианки и Д, Биссета» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Чтение художественной литературы всегда являлось одним из самых ярких способов познать жизнь. Чем начитаннее человек, тем выше его эрудиция, тем легче ему вникнуть в любое дело. Чтение задает правильные духовные ориентиры, вдохновляет, развивает эмпатию, воображение, образность и речь. О его пользе и великолепных достоинствах, как формы взаимодействия дошкольников и педагога, сказано немало. Но всё чаще в дошкольном воспитании встаёт вопрос о том, как «продвинутую» детвору увлечь, как помочь полюбить художественную литературу, и, наконец, как создать условия для того, чтобы появился интерес и стимул это делать. Мой педагогический опыт подсказывает, что прежде всего нужно ориентироваться на детей, и их интересы.
Однажды на прогулке дети задали мне вопрос, и кто бы знал, что один вопрос станет отправной точкой для моего педагогического опыта по чтению.
Прошлым летом в нашей группе прошёл замечательный проект по произведению В. Бианки. Зародился он с простого вопроса, заданного ребё нком на прогулке: как живут муравьи? Ухватившись за это, я сразу же решила познакомить с творчеством Виталия Бианки, а именно с книгой «Приключение Муравьишки».
Проект длился две недели и включал в себя разного вида деятельность:
• Опытно-исследовательская деятельность (наблюдение за муравьями на прогулке, рассматривание частей тела через лупу)
• Беседа: «Жизнь муравьев».
• Видеофильм «Познавательно о муравьях»
• Рассматривание картины: «Устройство муравейника».
• Чтение сказки В. В Бианки «Приключения Муравьишки»
• Подвижная игра «Муравей и дождик»
• Физкультминутка «Муравей ходил по ветке»
• Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».
• Дыхательная гимнастика «Подуй на муравья»
• Конструирование из природного материала: «Строим муравейник»
• Лепка «Муравей»
• Выставка поделок из бросового материала
• Заучивание и исполнение частушек о муравьях
В начале следующего учебного года, в поисках наиболее интересной литературы для детей, мне попался сборник сказочных историй Д. Биссета. Он сразу привлёк моё внимание, поскольку отличался насыщенными необычными сюжетами и краткостью изложения. Такие оригинальные и небольшие сказки в работе воспитателя являются настоящей находкой, поскольку позволяют использовать их в разные режимные моменты и поддерживают интерес к литературе. Ведь прививая любовь к чтению, очень важно учитывать восприятие ребёнком произведения в целом, ему необходимо услышать сказку от начала до конца. Например, чтение перед сном имеет существенный минус, если это длинная сказка. После пробуждения дети могут помнить о том, что нужно дочитать историю, однако все «волшебные нити», которыми изобилуют произведения детских писателей, в большей степени, теряются и забываются, особенно это касается детей активных и неспособных концентрироваться долго на чём-то одном. Поэтому короткие рассказы, сказки и истории, как нельзя лучше подходят для увеличения интереса к ним. Положительный эффект от чтения сохраняется там, где удовлетворяется любопытство воспитанника, (он узнаёт чем закончилось).
Дональд Биссет пишет о говорящих горах, тучах, которые имеют чувства и друзей, одушевляет памятники, игрушки. Он наделяет человеческими качествами живые и неживые предметы, расширяя границы воображение детей. Найдя для своих воспитанников книгу английского писателя, которая отвечала моим педагогическим задачам, все же я не хотела, чтобы инициатива по изучению нового автора и его произведений шла только от меня. Встал вопрос: как же сделать, чтобы дети сами заинтересовались творчеством Дональда Биссета?
Увидев в оглавлении сборника «Всё кувырком» Д. Биссета название сказки «Муравей и сахар», мне пришла в голову мысль, связать уже знакомого детям муравья В. Бианки, и совершенно другого – английского сладкоежку- муравья. Для этого я попросила вспомнить всё то, что ребята знают о произведении В. Бианки «Приключение Муравьишки». Оказалось, что многие дети забыли за лето эту историю. Я решила перечитать произведение и познакомить детей с писателем В. В. Бианки. Во время работы над презентацией о писателе, мне захотелось создать некую универсальную схему, по которой дети будут знакомиться с авторами произведений и их героями. Так родилась технология «Дом, в котором живет.». Суть данной технологии заключается в том, что создаётся макет дома. Этот дом может являться прототипом дома изучаемого писателя, с множеством окон, в которых могут помещаться карточки с изображениями героев и писателей, книг, и все это чередуется в зависимости от целей, которые стоят перед педагогом.
Так появился в группе макет дома по технологии «Дом, в котором живет.». В окнах поселились маленькие копии обложек книг. В одном из окон дома дети увидели знакомую картинку – обложку к сказке «Приключение Муравьишки». Мы перечитали сказку и кратко познакомились с биографией писателя. Я спрсила у детей, что нужно сделать, чтобы произведение запоминалось? На что мне дети ответили, что можно нарисовать сюжет поэтапно. Однако встала новая задача, как сделать так,чтобы это было весело и увлекательно. И мы вместе решили создать игру-ходилку по сюжету сказки В. Бианки. Дети с увлечением трудились над созданием игры, развивая свои творческие способности. С помощью игры дети лучше познакомились с сюжетом сказки, с персонажами и главным героем - муравьём, волей случая оказавшегося далеко от дома с отшибленными ногами, которому необходимо успеть домой до захода солнца. Так как характер у муравья целеустремленный, смелый, он преодолевает сложности, которые встречаются на его пути домой. Он находит выход из всех ситуаций.
*Игра-ходилка.
На большом ватмане дети с помощью воспитателя нарисовали сюжет сказки, вырезали и наклеили кружочки – ходы. Цвет кружочков обозначает сложность задания, с каждой сменой цвета по ходу игры задания сложнее. Для заданий мы взяли карточки с вопросами на тему природы и известных произведений из уже полюбившейся игры- викторины.
Подобными играми дети тренируют память, аналитические навыки. При помощи них, ребята начинают обращать внимание на строение произведения. И несмотря на то, что дети, прежде всего, концентрируются на событийности и самих ситуациях сказочного пространства, они учатся видеть важное и второстепенное, общее и частное, сходства и различия, то есть незаметно для себя «работают с текстом.» Такого рода игры, основанные на сюжете, и проч., позволяют ребятам учится более вдумчивому чтению, грамотно формулировать свои мысли, рассуждать и строить предложения на самые разные темы. В дошкольном возрасте важно уделять внимание тексту, а также развивать интерес к литературе, как к источнику познания нового. Маркером правильности отношения детей к художественной литературе служат их заинтересованные лица, готовность играть и желание знакомиться с новыми сказками и историями.
По аналогии с домом Бианки в развивающей среде появляется другой дом с муравьём в окошке. Дети сразу проявляют к нему интерес, рассматривают, задают вопросы и делают умозаключения: Что это за дом? Почему здесь муравей? Мы будем читать про муравья? Дом не похож на тот, что был. Он двухэтажный, кирпичный и т. д. Тем самым происходит беседа о том, что он из далекой Англии и происходит знакомство с этой страной через просмотр видеофильма, бесед и рассматривание иллюстраций. Кто- то из детей об Англии даже не слышал, а кто- то даже назвал некоторые достопримечательности Лондона.
После изучения страны и тд можно переходить к интересным фактам из биографии автора. В далёкой Англии живёт детский писатель, художник, киноактёр и театральный режиссёр Дональд Биссет. Можно поиграть в режиссера, побыть актером, художником и т. д., но в данном случае цели такой не было. Мне нужно было, связать двух авторов и героев их произведений. И технология «Дом, в котором живет.» была очень кстати.
При знакомстве с разными писателями, можно использовать технологию «Дом, в котором живёт.» постепенно. Но поскольку в моём педагогическом опыте обнаружилась проблема с незапоминанием историй В. Бианки, я сделала макеты двух домов почти одновременно. Со временем, я думаю, эту технологию можно использовать по-разному, в зависимости от стоящих целей. Например, каждый раз, при новом знакомстве детей с автором. Дети будут видеть новый дом, и уже сразу спрашивать, кто там живёт, какие герои, какой писатель. Так можно прочитать о каждом герое по выбору детей. А можно использовать кубик с числами, чтобы определить очерёдность чтения сказок с этими героями. Также можно использовать «Дом, в котором живёт.» при повторении разных произведений. Например, поместить в окошки героев разных авторов и отгадывать. Можно только портреты писателей, вспоминая их произведения. Изучая, допустим, английского писателя, дети знакомятся с его страной, культурой, архитектурными стилями т. д. но информацию нужно обязательно обыгрывать, чтобы эти интересные факты запомнились детям. Ещё можно использовать в доме почтовый ящик. Это будет «связь с героями», а может и с самим автором, которые могут «давать» задания или «задавать» вопросы.
«Дом, в котором живёт.» служит сюрпризным моментом в каждом занятии, имеет много возможностей и вариаций. А самое главное работа с технологией позволяет удерживать интерес воспитанников к художественным произведениям и авторам. Потому что походит на игру.
После того, как дети знакомятся с произведением «Муравей и сахар», я задаю им проблемный вопрос: «А из чего состоит сахар?» Слушаю их ответы, а потом предлагаю провести опыт. Через произведение мы изучаем множество интересных вещей, а вместе с тем актуализируем желание читать новое, узнавая все больше замечательных вещей. Таким образом, производя действия, ребята запоминают текст и ждут, что за каждой сказкой обязательно будет игра или какие-то эксперименты и исследования. Я задала вопрос: «А где хранится сахар у вас дома?» некоторые дети начали отвечать, а у кого- то данный вопрос вызвал затруднения. Тогда я предложила поиграть в дидактическую игру «Что куда положить?» При помощи данного пособия многие дети обогатили свой пассивный словарь и развили речь. И уже на основе этой игры дети захотели сделать ещё «Мемори», чтобы пофантазировать, заодно запомнить новые слова.
Знакомство с произведениями Дональда Биссета продолжилось, когда в английском доме появились новые герои. Дети это заметили и попросили прочесть про них сказки. Чтобы не было споров, какое произведение читать первым, мы опять воспользовались кубиком. Впечатлившись волшебным миром Дональда Биссета, мы решили слепить понравившихся героев и посадить возле английского дома. Поделки получились очень красивыми, а для их создания ребята использовали воздушный пластилин.
Родителям воспитанников было предложено посетить библиотеку и прочесть сказки Д. Биссета, а также посмотреть мультфильмы, поставленные по его произведениям. Одна семья воспитанника придумала игру и сделала шаблоны для её изготовления, дети с усердием трудились и потом с удовольствием играли в игру - лабиринт, которую назвали «Подбери ключик к замочку»
*На ватмане расположены замочки разного цвета с замочными скважинами внутри. От них идёт тонкая дорожка к ключикам в виде муравьёв одного цвета и схожих по рисунку с замочными скважинами в замках. Целью этого лабиринта является - подбор ключика к замку, путём визуального сравнивания рисунка ключика с замочной скважиной или нахождением по связывающей их дорожке.
После того как сказки «жителей» английского дома были прочитаны, мы с ребятами подвели небольшой итог и сыграли в «Ситуацию». Я задавала вопросы о уже известных детям героях-муравьях и спрашивала их, как в той или иной ситуации повёл бы себя муравей Бианки (русский) и муравей Биссета (англичанин).
Например :
1. Муравью на почту пришло письмо от красавицы- бабочки с просьбой о помощи, помочь очистить её домик от паутины. Какой муравей скорее бросится на помощь к бабочке. и почему вы так думаете?
2. Муравьям подарили часы. Кто и как будет ими пользоваться и почему?
3. Любимое блюдо муравья- русского и муравья-англичанина и почему7
4. Какой муравей из двух более умный и почему?
5. Какой герой вам ближе и нравится больше и почему?
Данная игра – рассуждение позволила детям вспомнить всё то, что они знали о героях, сопоставить, найти сходства и различия. Дети обозначили нравственные ориентиры персонажей, сделали вывод на основе анализа произведений.
Заключительным этапом изучения двух писателей стало итоговое занятие-путешествие, в результате которого ребят ожидало знакомство с новым автором и произведением.
Процесс изучения литературы может быть бесконечным, так как в художественных произведениях отражается всё, что только можно себе представить. А для того, чтобы интерес к изучению нового не угасал, нужно, чтобы эта цепочка знакомства разных авторов и их сказок не заканчивалась, а плавно переходила в новые и новые произведения. А выбор последних бы зависел от интересов и потребностей детей.
Подводя итог, хочется выделить несколько важных моментов, без которых, на мой взгляд, развитие интереса к чтению у дошкольников.
1. Проблемный вопрос или ситуация.
наблюдая за воспитанниками можно найти очень много тем, которые в дальнейшем будут служить прекрасным средством для поддержания интереса к чтению. Находить проблемные ситуации, слышать возникающие вопросы детей и превращать их в увлекательное путешествие навстречу героям и писателю, вот какая задача должна стоять перед педагогом.
2. Правильная литература.
найти правильную литературу для детей равносильно тому, чтобы поддержать и развить их интерес к книге. Одним из ключевых здесь – это максимально насыщенный сюжет и краткость. Тогда ребята не устают, внимательно слушают, так как знают, что скоро будет развязка.
3. Положительная установка к чтению.
Приучая детей к более детальному изучению произведений посредством создания игр, проведения опытов и творческих заданий, мы формируем положительную установку, ассоциацию с чем-то увлекательным и необыкновенным.
4. Использование на занятиях разных сюрпризных моментов и технологий.
Технология «Дом, в котором живёт.» появилась благодаря некоторым проблемам возникшим на пути изучения одного произведения, но стало хорошим «инструментом» для того, чтобы знакомить ребят с новыми авторами и сказками. Появление «сказочных» домов всегда вызывает у детей предвкушение чего-то волшебного, встречу с новым и радостным.
5. Знакомство детей с художественной литературой и творчеством писателей проходит более эффективно, если взять за основу схожие элементы, проследить взаимосвязи, тем самым углубиться в сюжет, не прерывая цепочку изучения произведений. Это позволяет сохранять и развивать интерес ребёнка к чтению.