Лучший педагог года

Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста на примере произведений В. Бианки и Д. Биссета

Матвеева Екатерина Николаевна
Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста на примере произведений В. Бианки и Д. Биссета

Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

на примере произведений В. Бианки

«Приключения Муравьишки» и Д. Биссета «Муравей и сахар»

Говоря о дошкольном образовании, всё больше мы слышим о том, как важно развивать у детей разные типы мышления. Ребёнок сталкивается с большим количеством информации ежедневно, и ему всё сложнее ориентироваться в ее огромном потоке. Время всегда ставит новые акценты в дошкольном образовании. И сегодня это, прежде всего потребность в систематизации информации, способность анализировать и сравнивать. Аналитическое мышление – одно из самых важных, которое мы закладываем в дошкольном возрасте. Однако нельзя научить ребёнка видеть только лишь факты и сводить развитие только лишь к математическим понятиям и категориям. Необходимо наравне с этим формировать духовный мир маленького человека, только одни сопоставление и анализ не приведут к развитию гармоничной личности.

Публикация «Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста на примере произведений В, Бианки и Д, Биссета» размещена в разделах

Чтение художественной литературы всегда являлось одним из самых ярких способов познать жизнь. Чем начитаннее человек, тем выше его эрудиция, тем легче ему вникнуть в любое дело. Чтение задает правильные духовные ориентиры, вдохновляет, развивает эмпатию, воображение, образность и речь. О его пользе и великолепных достоинствах, как формы взаимодействия дошкольников и педагога, сказано немало. Но всё чаще в дошкольном воспитании встаёт вопрос о том, как «продвинутую» детвору увлечь, как помочь полюбить художественную литературу, и, наконец, как создать условия для того, чтобы появился интерес и стимул это делать. Мой педагогический опыт подсказывает, что прежде всего нужно ориентироваться на детей, и их интересы.

Однажды на прогулке дети задали мне вопрос, и кто бы знал, что один вопрос станет отправной точкой для моего педагогического опыта по чтению.

Прошлым летом в нашей группе прошёл замечательный проект по произведению В. Бианки. Зародился он с простого вопроса, заданного ребё нком на прогулке: как живут муравьи? Ухватившись за это, я сразу же решила познакомить с творчеством Виталия Бианки, а именно с книгой «Приключение Муравьишки».

Проект длился две недели и включал в себя разного вида деятельность:

• Опытно-исследовательская деятельность (наблюдение за муравьями на прогулке, рассматривание частей тела через лупу)

Беседа: «Жизнь муравьев».

• Видеофильм «Познавательно о муравьях»

Рассматривание картины: «Устройство муравейника».

Чтение сказки В. В Бианки «Приключения Муравьишки»

• Подвижная игра «Муравей и дождик»

• Физкультминутка «Муравей ходил по ветке»

• Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».

• Дыхательная гимнастика «Подуй на муравья»

Конструирование из природного материала: «Строим муравейник»

• Лепка «Муравей»

• Выставка поделок из бросового материала

• Заучивание и исполнение частушек о муравьях

В начале следующего учебного года, в поисках наиболее интересной литературы для детей, мне попался сборник сказочных историй Д. Биссета. Он сразу привлёк моё внимание, поскольку отличался насыщенными необычными сюжетами и краткостью изложения. Такие оригинальные и небольшие сказки в работе воспитателя являются настоящей находкой, поскольку позволяют использовать их в разные режимные моменты и поддерживают интерес к литературе. Ведь прививая любовь к чтению, очень важно учитывать восприятие ребёнком произведения в целом, ему необходимо услышать сказку от начала до конца. Например, чтение перед сном имеет существенный минус, если это длинная сказка. После пробуждения дети могут помнить о том, что нужно дочитать историю, однако все «волшебные нити», которыми изобилуют произведения детских писателей, в большей степени, теряются и забываются, особенно это касается детей активных и неспособных концентрироваться долго на чём-то одном. Поэтому короткие рассказы, сказки и истории, как нельзя лучше подходят для увеличения интереса к ним. Положительный эффект от чтения сохраняется там, где удовлетворяется любопытство воспитанника, (он узнаёт чем закончилось).

Дональд Биссет пишет о говорящих горах, тучах, которые имеют чувства и друзей, одушевляет памятники, игрушки. Он наделяет человеческими качествами живые и неживые предметы, расширяя границы воображение детей. Найдя для своих воспитанников книгу английского писателя, которая отвечала моим педагогическим задачам, все же я не хотела, чтобы инициатива по изучению нового автора и его произведений шла только от меня. Встал вопрос: как же сделать, чтобы дети сами заинтересовались творчеством Дональда Биссета?

Увидев в оглавлении сборника «Всё кувырком» Д. Биссета название сказки «Муравей и сахар», мне пришла в голову мысль, связать уже знакомого детям муравья В. Бианки, и совершенно другого – английского сладкоежку- муравья. Для этого я попросила вспомнить всё то, что ребята знают о произведении В. Бианки «Приключение Муравьишки». Оказалось, что многие дети забыли за лето эту историю. Я решила перечитать произведение и познакомить детей с писателем В. В. Бианки. Во время работы над презентацией о писателе, мне захотелось создать некую универсальную схему, по которой дети будут знакомиться с авторами произведений и их героями. Так родилась технология «Дом, в котором живет.». Суть данной технологии заключается в том, что создаётся макет дома. Этот дом может являться прототипом дома изучаемого писателя, с множеством окон, в которых могут помещаться карточки с изображениями героев и писателей, книг, и все это чередуется в зависимости от целей, которые стоят перед педагогом.

Так появился в группе макет дома по технологии «Дом, в котором живет.». В окнах поселились маленькие копии обложек книг. В одном из окон дома дети увидели знакомую картинку – обложку к сказке «Приключение Муравьишки». Мы перечитали сказку и кратко познакомились с биографией писателя. Я спрсила у детей, что нужно сделать, чтобы произведение запоминалось? На что мне дети ответили, что можно нарисовать сюжет поэтапно. Однако встала новая задача, как сделать так,чтобы это было весело и увлекательно. И мы вместе решили создать игру-ходилку по сюжету сказки В. Бианки. Дети с увлечением трудились над созданием игры, развивая свои творческие способности. С помощью игры дети лучше познакомились с сюжетом сказки, с персонажами и главным героем - муравьём, волей случая оказавшегося далеко от дома с отшибленными ногами, которому необходимо успеть домой до захода солнца. Так как характер у муравья целеустремленный, смелый, он преодолевает сложности, которые встречаются на его пути домой. Он находит выход из всех ситуаций.

*Игра-ходилка.

На большом ватмане дети с помощью воспитателя нарисовали сюжет сказки, вырезали и наклеили кружочки – ходы. Цвет кружочков обозначает сложность задания, с каждой сменой цвета по ходу игры задания сложнее. Для заданий мы взяли карточки с вопросами на тему природы и известных произведений из уже полюбившейся игры- викторины.

Подобными играми дети тренируют память, аналитические навыки. При помощи них, ребята начинают обращать внимание на строение произведения. И несмотря на то, что дети, прежде всего, концентрируются на событийности и самих ситуациях сказочного пространства, они учатся видеть важное и второстепенное, общее и частное, сходства и различия, то есть незаметно для себя «работают с текстом.» Такого рода игры, основанные на сюжете, и проч., позволяют ребятам учится более вдумчивому чтению, грамотно формулировать свои мысли, рассуждать и строить предложения на самые разные темы. В дошкольном возрасте важно уделять внимание тексту, а также развивать интерес к литературе, как к источнику познания нового. Маркером правильности отношения детей к художественной литературе служат их заинтересованные лица, готовность играть и желание знакомиться с новыми сказками и историями.

По аналогии с домом Бианки в развивающей среде появляется другой дом с муравьём в окошке. Дети сразу проявляют к нему интерес, рассматривают, задают вопросы и делают умозаключения: Что это за дом? Почему здесь муравей? Мы будем читать про муравья? Дом не похож на тот, что был. Он двухэтажный, кирпичный и т. д. Тем самым происходит беседа о том, что он из далекой Англии и происходит знакомство с этой страной через просмотр видеофильма, бесед и рассматривание иллюстраций. Кто- то из детей об Англии даже не слышал, а кто- то даже назвал некоторые достопримечательности Лондона.

После изучения страны и тд можно переходить к интересным фактам из биографии автора. В далёкой Англии живёт детский писатель, художник, киноактёр и театральный режиссёр Дональд Биссет. Можно поиграть в режиссера, побыть актером, художником и т. д., но в данном случае цели такой не было. Мне нужно было, связать двух авторов и героев их произведений. И технология «Дом, в котором живет.» была очень кстати.

При знакомстве с разными писателями, можно использовать технологию «Дом, в котором живёт.» постепенно. Но поскольку в моём педагогическом опыте обнаружилась проблема с незапоминанием историй В. Бианки, я сделала макеты двух домов почти одновременно. Со временем, я думаю, эту технологию можно использовать по-разному, в зависимости от стоящих целей. Например, каждый раз, при новом знакомстве детей с автором. Дети будут видеть новый дом, и уже сразу спрашивать, кто там живёт, какие герои, какой писатель. Так можно прочитать о каждом герое по выбору детей. А можно использовать кубик с числами, чтобы определить очерёдность чтения сказок с этими героями. Также можно использовать «Дом, в котором живёт.» при повторении разных произведений. Например, поместить в окошки героев разных авторов и отгадывать. Можно только портреты писателей, вспоминая их произведения. Изучая, допустим, английского писателя, дети знакомятся с его страной, культурой, архитектурными стилями т. д. но информацию нужно обязательно обыгрывать, чтобы эти интересные факты запомнились детям. Ещё можно использовать в доме почтовый ящик. Это будет «связь с героями», а может и с самим автором, которые могут «давать» задания или «задавать» вопросы.

«Дом, в котором живёт.» служит сюрпризным моментом в каждом занятии, имеет много возможностей и вариаций. А самое главное работа с технологией позволяет удерживать интерес воспитанников к художественным произведениям и авторам. Потому что походит на игру.

После того, как дети знакомятся с произведением «Муравей и сахар», я задаю им проблемный вопрос: «А из чего состоит сахар?» Слушаю их ответы, а потом предлагаю провести опыт. Через произведение мы изучаем множество интересных вещей, а вместе с тем актуализируем желание читать новое, узнавая все больше замечательных вещей. Таким образом, производя действия, ребята запоминают текст и ждут, что за каждой сказкой обязательно будет игра или какие-то эксперименты и исследования. Я задала вопрос: «А где хранится сахар у вас дома?» некоторые дети начали отвечать, а у кого- то данный вопрос вызвал затруднения. Тогда я предложила поиграть в дидактическую игру «Что куда положить?» При помощи данного пособия многие дети обогатили свой пассивный словарь и развили речь. И уже на основе этой игры дети захотели сделать ещё «Мемори», чтобы пофантазировать, заодно запомнить новые слова.

Знакомство с произведениями Дональда Биссета продолжилось, когда в английском доме появились новые герои. Дети это заметили и попросили прочесть про них сказки. Чтобы не было споров, какое произведение читать первым, мы опять воспользовались кубиком. Впечатлившись волшебным миром Дональда Биссета, мы решили слепить понравившихся героев и посадить возле английского дома. Поделки получились очень красивыми, а для их создания ребята использовали воздушный пластилин.

Родителям воспитанников было предложено посетить библиотеку и прочесть сказки Д. Биссета, а также посмотреть мультфильмы, поставленные по его произведениям. Одна семья воспитанника придумала игру и сделала шаблоны для её изготовления, дети с усердием трудились и потом с удовольствием играли в игру - лабиринт, которую назвали «Подбери ключик к замочку»

*На ватмане расположены замочки разного цвета с замочными скважинами внутри. От них идёт тонкая дорожка к ключикам в виде муравьёв одного цвета и схожих по рисунку с замочными скважинами в замках. Целью этого лабиринта является - подбор ключика к замку, путём визуального сравнивания рисунка ключика с замочной скважиной или нахождением по связывающей их дорожке.

После того как сказки «жителей» английского дома были прочитаны, мы с ребятами подвели небольшой итог и сыграли в «Ситуацию». Я задавала вопросы о уже известных детям героях-муравьях и спрашивала их, как в той или иной ситуации повёл бы себя муравей Бианки (русский) и муравей Биссета (англичанин).

Например :

1. Муравью на почту пришло письмо от красавицы- бабочки с просьбой о помощи, помочь очистить её домик от паутины. Какой муравей скорее бросится на помощь к бабочке. и почему вы так думаете?

2. Муравьям подарили часы. Кто и как будет ими пользоваться и почему?

3. Любимое блюдо муравья- русского и муравья-англичанина и почему7

4. Какой муравей из двух более умный и почему?

5. Какой герой вам ближе и нравится больше и почему?

Данная игра – рассуждение позволила детям вспомнить всё то, что они знали о героях, сопоставить, найти сходства и различия. Дети обозначили нравственные ориентиры персонажей, сделали вывод на основе анализа произведений.

Заключительным этапом изучения двух писателей стало итоговое занятие-путешествие, в результате которого ребят ожидало знакомство с новым автором и произведением.

Процесс изучения литературы может быть бесконечным, так как в художественных произведениях отражается всё, что только можно себе представить. А для того, чтобы интерес к изучению нового не угасал, нужно, чтобы эта цепочка знакомства разных авторов и их сказок не заканчивалась, а плавно переходила в новые и новые произведения. А выбор последних бы зависел от интересов и потребностей детей.

Подводя итог, хочется выделить несколько важных моментов, без которых, на мой взгляд, развитие интереса к чтению у дошкольников.

1. Проблемный вопрос или ситуация.

наблюдая за воспитанниками можно найти очень много тем, которые в дальнейшем будут служить прекрасным средством для поддержания интереса к чтению. Находить проблемные ситуации, слышать возникающие вопросы детей и превращать их в увлекательное путешествие навстречу героям и писателю, вот какая задача должна стоять перед педагогом.

2. Правильная литература.

найти правильную литературу для детей равносильно тому, чтобы поддержать и развить их интерес к книге. Одним из ключевых здесь – это максимально насыщенный сюжет и краткость. Тогда ребята не устают, внимательно слушают, так как знают, что скоро будет развязка.

3. Положительная установка к чтению.

Приучая детей к более детальному изучению произведений посредством создания игр, проведения опытов и творческих заданий, мы формируем положительную установку, ассоциацию с чем-то увлекательным и необыкновенным.

4. Использование на занятиях разных сюрпризных моментов и технологий.

Технология «Дом, в котором живёт.» появилась благодаря некоторым проблемам возникшим на пути изучения одного произведения, но стало хорошим «инструментом» для того, чтобы знакомить ребят с новыми авторами и сказками. Появление «сказочных» домов всегда вызывает у детей предвкушение чего-то волшебного, встречу с новым и радостным.

5. Знакомство детей с художественной литературой и творчеством писателей проходит более эффективно, если взять за основу схожие элементы, проследить взаимосвязи, тем самым углубиться в сюжет, не прерывая цепочку изучения произведений. Это позволяет сохранять и развивать интерес ребёнка к чтению.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей старшего дошкольного возраста» Тема духовно - нравственного становления личности посредством воспитания интереса и уважения к культурам разных стран и народов была выбрана.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Творческие работы детей по мотивам произведений Виталия БианкиТворческие работы детей по мотивам произведений Виталия Бианки Произведения Виталия Бианки очень значимые в воспитании малышей. Роль их неоценима! Работы автора приближают детей к реальной жизни, показывает.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста на примере произведений В. Бианки и Д. Биссета
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 08:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД