Ия Данилова
Система работы экологического проекта «Эколята-дошколята» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В 2021 году в нашем детском саду #19 "Кэнчээри" - филиала АН ДОО "Алмазик" был разработан долгосрочный природохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята» в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. Участниками проекта являются воспитанники разновозрастной группы «Кунчээн» (4-8 лет, родители (законные представители, педагоги.
Публикация «Система работы экологического проекта „Эколята-дошколята“ в детском саду» размещена в разделах
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного села. Эту возможность нам предоставляет реализация системы мероприятий экологической направленности в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»
Цель проекта : Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде, развитие внутренней потребности любви к природе родного села и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.
Задачи:
создание условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
создание комфортного окружающего пространства, создание экологически благоприятной среды на территории детского сада;
дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс детского сада новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный.
II этап - основной
III этап - заключительный
Предполагаемые результаты и продукты проекта :
дети имеют представления об экологической культуре и культуре природолюбия;
дети знают значение природы для человека;
дети знают особенности природы малой родины;
дети активные участники в природоохранной и экологической деятельности;
родители (законные представители) активные участники воспитательно-образовательного процесса;
комфортная, экологически благоприятная среда на территории детского сада :
Наш проект получил статус Республиканской сетевой инновационной площадки. Все мероприятия проводятся по республиканскому, российскому и международному экологическому календарю.
Уже с сентября начинаются различные экологические мероприятия, а начинаются они с замечательной традиции – «Посвящения в Эколята», на котором дети старших групп в торжественной обстановке принимают в свои ряды защитников природы детей средней группы.
Важным моментом в ходе подготовительного этапа проекта стало создание стенда «Эколята – дошколята», на котором размещаются сменяемые фотоотчеты о проведенных мероприятиях, детские плакаты, рисунки.
Чтобы повысить интерес дошкольников к опытной и исследовательской деятельности создали Центр экспериментирования. Он оснащён картотекой «Опыты и эксперименты,» специальным оборудованием, разнообразными материалами: прозрачные и непрозрачные емкости, мерные ложки, колбы, ситечки, воронки разного размера для проведения опытов с разноцветным песком, водой, различными сыпучими материалами; резиновые груши разного размера, пластиковые трубочки, деревянные палочки и лопаточки, лейки, губки, пинцеты, микроскопы разных размеров, лупы и многое другое.
Для поддержания интереса детей центр периодически пополняется новыми материалами для экспериментирования, позволяя им вновь воспроизводить опыт, утвердиться в своих представлениях. Для расширения кругозора детей, развития воображения, творческого мышления интереса к исследовательской деятельности создаются различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Семена» и т. д.
В течение года используем различные формы работы : занятия, беседы; тематические мероприятия, посвященные дню водных ресурсов, «День Земли», экологический субботник «Зеленая Россия». Проводились выставки рисунков к «Всемирному дню защиты животных», поделок «Чудесное лукошко», поделок из бросового материала «Вторая жизнь мусора», «Подснежники»; конкурсы «Посадили огород, посмотрите, что растет!», викторина «Мы в ответе за нашу планету», театрализованные игры. Проведение экологических акций стало привычной традицией нашего детского сада. Были организованы экологические акции : «Защитим животных!», «В гостях у синички», «Покорми птиц зимой!», «Вода – это жизнь!», «Берегите наше село от мусора!», «Посади дерево!», «День защиты от экологической опасности», посвященной всемирному Дню окружающей среды, «Не рвите первоцветы», «Соберём мусор - спасём Планету!» и т. д. Родители являются активными участниками всех мероприятий, конкурсов и выставок, акций.
Воспитанники активно принимают участие в школьной районной, республиканской, всероссийской научно-практических конференциях «Сохраним чистыми берега детства», «Я - исследователь», «Мои первые шаги в науку». Работы воспитанников опубликованы в сборнике исследовательских работ детей «Мои первые шаги в науку».
Таким образом, в процессе работы по проекту «Эколята - дошколята» воспитанники получают возможность впитывать обширные знания об окружающей их природе, знакомятся с великим многообразием растительного и животного мира, осознают важность сохранения и охраны природы. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.