Екатерина Сергеевна Васильева
Система работы учителя-логопеда в группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО требуют от участников воспитательно-образовательного процесса большей ориентации на личностный подход к ребёнку. Именно поэтому специалисты, в том числе учителя-логопеды, организуют процесс коррекционной работы, основываясь на личностные, физические, психические, умственные и речевые возможности каждого ребёнка.
Темочки:
Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями опорно — двигательного аппарата. К сожалению, далеко не многие дошкольные образовательные учреждения могут предложить образовательно — воспитательную помощь для таких детей, оказать им и их родителям поддержку в решении вопросов коррекции имеющихся у ребенка дефектов речевого, психического, поведенческого спектра.
На базе нашего ДОУ уже несколько лет успешно функционируют комбинированные группы для детей с нарушениями опорно —двигательного аппарата, которые посещают дети с различными видами двигательных и психических расстройств и их нормально развивающиеся сверстники.
В группах комбинированной направленности 7 детей, которые по направлению ПМПК города нуждаются в логопедической помощи:
Возраст детей от 3 до 8 лет.
Речевое заключение ПМПК:
- Общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития – 3 детей;
- Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития – 2 детей;
- Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития – 2 детей.
В работе используются :
«Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»
«Программа коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада», разработанные Н. В. Нищевой.
Эти программы позволяют построить систему коррекционно-развивающей работы на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Программа подбирается соответственно возрасту и возможностям детей.
Однако, современный образовательный процесс диктует свои требования к подбору и использованию программного материала, именно поэтому наличия вышеперечисленных общих программ недостаточно для детей с ОВЗ. Учитель-логопед, основываясь на ИПР детей с ОВЗ, заключение ТПМПК города, разрабатывает рабочую программу и адаптированные программы, способствующие сделать коррекционно-воспитательный процесс максимально эффективным и доступным для дошкольников с особенностями в развитии.
Основные направления работы
учителя – логопеда :
Вовлечение в процесс логопедической работы нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ с целью формирования взаимо толерантных отношений в группе комбинированной направленности.
Развитие импрессивной речи (формирование умения вслушиваться в речь, развитие понимания простых предложений и коротких текстов – потешек, сказок; развитие пассивного словаря, формирование грамматического строя речи и фонематической системы речи)
Развитие экспрессивной речи (создание ситуаций, побуждающих говорить; накопление активного словаря; развитие фонетической стороны языка; формирование разговорной – диалогической – речи и речевого общения)
Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, конструктивного праксиса
Сенсорное развитие, ознакомление с окружающей действительностью, художественной литературой, соответствующей возрасту детей
Занятия логопеда с подгруппами детей (по 2 человека) проводятся 4 раза в неделю. Длительность занятия составляет 15-20 минут. Каждое занятие содержит 3-5 заданий или игры продолжительностью 4-5 минут. Темы занятий соответствуют еженедельному календарному плану по программе. Индивидуальные занятия проводятся ежедневно.
Присутствие логопеда на прогулке и в групповом помещении позволяет участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что приводит к быстрому установлению контакта с каждым ребенком, построению доверительных отношений.
В ежедневные логопедические занятия по коррекции звукопроизношения, развитию словаря, связной речи включаются игры, помогающие развивать у детей чувство прекрасного, доброту, дружелюбие. Во время занятий нормально-развивающиеся дети помогают сверстникам с особенностями выполнять некоторые задания и упражнения. Логопед акцентирует внимание на том, что надо помогать друг другу, играть дружно, хвалит за помощь.
Для достижения максимального результата коррекционной работы учитель-логопед вовлекает в процесс логопедических занятий воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя. Так как именно совместная деятельность специалистов способствует наиболее благоприятному усвоению детьми сложных заданий и упражнений. Учитель-логопед ежедневно оставляет рекомендации воспитателям для закрепления речевого материала.
С целью оптимизации коррекционного процесса, педагогическая поддержка родителей проводится в форме консультирования семьи, бесед, лекций, практических занятий, что позволяет максимально привлечь родителей к участию в процессе коррекции речевых расстройств, сформировать адекватное представление о проблемах ребенка, связанных с наличием речевой патологии.
Основной целью беседы логопеда с родителями ребенка, имеющего отклонения в развитии, является практическая передача знаний об особенностях речевого дефекта у ребенка и путях его преодоления родителями в процессе воспитания, развития и обучения ребенка в семье. В ходе первичной беседы, логопед определяет, насколько адекватно оценивают родители сложность речевого нарушения ребенка, какова их воспитательная позиция, готовы ли родители и близкие ребенка организовать работу по преодолению речевых нарушений в домашних условиях и т. д.