Наталья Репш
Система работы учителя-логопеда «Использование дидактических игр в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях развития общества педагогической наукой осуществляется поиск наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Острой проблемой для детского сада, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей с речевыми нарушениями.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от:
-достаточной речевой практики,
- нормального речевого окружения и
Публикация «Система работы учителя-логопеда „Использование дидактических игр в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- от воспитания и обучения.
Однако сегодня часто приходится сталкиваться с такими проблемами, как
1) невнимание родителей,
2) отсутствие живого, а не виртуального общения,
3) стрессовые ситуации, часто возникающие в жизни современного человека.
Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности
1. Дефицит внимания;
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.
6. Низкий уровень мотивации к обучению
Поэтому в рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых. Так как игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Цель моей работы: создание благоприятных условий, стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных дидактических игр.
Задачи:
1)формировать дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности с использованием дидактических игр,
2)создавать условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов через дидактическую игру
3) формировать положительное отношение к познанию.
Дидактические игры, используемые в логопедической работе, помогают детям контролировать правильность произношения поставленных звуков, употреблять нужные грамматические конструкции. Отбирая материал для игр, я стараюсь выполнить несколько задач. Если основная задача –
1) закрепление правильного произнесения звука в словах, то попутно решается проблема
2) активизации словарного запаса,
3)закрепления словоизменения и словообразования,
4) овладения навыками звукового и слогового анализа.
Основные принципы дидактических игр:
- дидактическая игра должна опираться на программный материал;
- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;
- назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;
- пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.
В своей работе использую дидактические игры А. К. Бондаренко, А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой, А. И. Сорокиной и других авторов. Чтобы проведение дидактических игр было более интересным, я вношу в них свои изменения.
Строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился 1) планировать, 2)контролировать и оценивать учебные действия, 3)мог работать в группе,4) вести диалог со взрослыми и другими детьми, 5) умел отстаивать свое мнение.
Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала использую: игрушки, реальные предметы (предметы обихода, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена и мн. др., компьютерные игры и презентации. Активно использую интерактивное оборудование.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
• Расширять и уточнять знания детей,
• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация,
• Совершенствовать речь,
• Развивать все психические процессы.
Следует отметить, при тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук в слогах, словах не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного итого же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятию, и тем более, к самоконтролю поставленного звука.
Чтобы повысить интерес детей, и сформировать самоконтроль, подбираю разнообразные задания, направленные на правильное произношение поставленных звуков.
Поэтому, на логопедических занятиях, стараюсь, как можно больше использовать игровых приемов и заданий. Сохраняя структуру дидактических игр, варьировались старые игры, разрабатывались и создавались новые: «Необычные путешествия со звуками»; «Со сказочными друзьями по речевой дорожке» ;»Уроки Белоснежки»; «Приключения Муравьишки»; «Золушка» и др.
Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате.
Для реализации задач звукового анализа в совместной деятельности с детьми я использую дидактические игры «Угадай звук», «Найди окошко, где поселился звук», «Определи, сколько звуков в слове», «Топни-хлопни»,»Заколдованные слова» и др. на различие звуков, выделение в словах определенных звуков в различных позициях, слогов, ударения.
В работе над дикцией, силой голоса, темпом речи использую картотеку скороговорок, чистоговорок, загадок и стихов. Дети с удовольствием пользуются иллюстрированными карточками, и произносят речевой материал громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью.
Самые любимые детьми игры на развитие речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек», «Жадина», «Я вижу много», «Прохлопай слово» и др., использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.
На занятиях использую дидактические игрушки, как героев, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.
Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Рома,Лунтик,собака Шарик и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук
Главное место в игре отводилось работе со звуком, словом, предложением. Особое внимание уделяю звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.
Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигалось различными приемами: 1)использованием загадок 2)считалочек 3)сюрпризов, 4)интригующего вопроса, 5)сговора на игру, 6)напоминание об игре в которую дети охотно играли раньше.
Родители детей логопункта тоже в свою очередь решали задачи по развитию речи у детей дома, имея больше возможности для свободного общения. Для них был подготовлен и проведен мастер-класс «Развитие речи у детей ОНР с использованием дидактических игр». Также подготовлен материал в папку для родителей о том, как можно и когда можно заниматься с ребенком в интересной для них форме: игровой.
Во время проведения логопедического обследования дидактические игры помогают выявить речевые нарушения у детей:
проведена диагностика речи у дошкольников на начало учебного года 2019 и на январь 2020 года. (Результаты диагностики представлены на экране)
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей.
Так как благодаря наличию игровых действий, применяемые на занятиях, делают более
1) занимательным,
2)помогают повысить произвольное внимание детей, 3)создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями,
4) умениями и навыками
5) и в простой, увлекательной форме помогают усвоить лексику родного языка.
В дальнейшем я планирую знакомить детей дошкольного возраста с многообразием дидактических игр по развитию речи.
Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить.
Надо не только дать ему время поиграть,
но пропитать игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – игра».