ИРАДА БАГИРОВА
Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система работы по валеологическому
сопровождению ребенка в детском саду
2018 год
Данная «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду» разработана для воспитателей и нацелена на практическую работу с детьми дошкольного возраста.
Введение
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.
В связи с этим воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Задачи воспитания валеологической культуры - формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образ жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающий, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Кабанов, В. И. Сыренский, А. Г. Татарникова, представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (В. Г. Алямовская, Л. Н. Лагутеина, и др.) Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Проблема реализации этих задач в дошкольном образовательном учреждении связана с необходимостью:
определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;
определения особенностей взаимодействия воспитателя и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;
создания валеологически развивающей среды ДОУ;
формирование подхода взаимодействия с семьей.
Понятие валеологического воспитания дошкольников
Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне небывалого роста болезней "поведения" ("цивилизации", привели к резкому ухудшению демографических показателей (рост заболеваемости, снижение уровня продолжительности жизни, высокая смертность и др., увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Неправильный образ жизни взрослых (увлечение алкогольными напитками, табакокурение, малоподвижный режим, неправильное питание, наркомания и др.) стал причиной нарушения нормального развития детского организма уже в утробе матери. Кроме того, рост болезней "цивилизации" настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовательной области.
Сам термин валеология (лат. valeo - здравствовать) принадлежит врачу, доктору мед. наук, профессору Брехману. Под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды, путем ведения здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Именно этому искусству и не уделялось достаточного внимания в детских садах и школе. Кроме того, нужно постоянно помнить том, что идеально здоровых детей очень немного (20-25%). Воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях приходится иметь дело с практически здоровыми детьми, у которых имеются незначительные расстройства внутренних органов. Если у таких детей не выработать навыков здорового образа жизни, то в дальнейшем маленькие нарушения в работе внутренних органов могут перерасти в большие, которые устранить намного сложнее. Все эти установки на сохранение здоровья в сочетании с обучением дошкольников методам его совершенствования и привели к созданию новой дисциплины - валеологии.
Валеологическое воспитание дошкольников
Формирование валеологической культуры ребенка в системе непрерывного образования
Валеология - наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
Социально-экономическая и экологическая ситуация привели к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Низкий уровень здоровья при рождении с последующим снижением адаптационных сил организма обусловлен и накопленным эффектом экологических и социальных просчетов многих лет. Эта ситуация явилась огромным толчком к появлению формирования валеологии как науки, изучающей возможности человека, помогающей сохранять и укреплять своё здоровье и определять практически нереализуемые пути достижения этой цели.
Каждый из нас решает три установки:
1. Установка на жизнь и здоровье.
2. Установка на совершенство физическое, духовное, социальное
3. Установку на смысл и цель жизни - на зовущую нас даль, на жизнь с идеалом. Мы должны сотворить себя в школе трояко: валеологически (быть здоровым, профессионально (определить путь жизни, духовно (найти свой идеал).
Программа валеологического образования решает следующие задачи:
формирование у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды;
формирование творческого отношения к себе, к миру, к своей деятельности в этом мире через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике;
учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья, воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении;
стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями.
Валеологическое воспитание в системе образования подчиняется принципам педагогики и обеспечивает переход на обучение по сквозной программе с новым содержанием и развивающими технологиями образования, реальные возможности идти по пути опережающего развития для всех возрастных групп, ориентацию на личностные возможности ребенка-дошкольника и младшего школьника.
Принцип преемственности. Сохранение и взаимодействие элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Каждая предыдущая ступень готовит ребенка к обучению на последующей ступени. Каждая последующая ступень продолжает предыдущую. Сведения, получаемые детьми в процессе валеологического образования, носят характер уже знакомой информации, но обрастают новым содержанием, развивающим личность. Суть преемственности в валеологическом образовании - создание условий каждому ребенку для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.
Принцип интеграции. Валеология, по мнению её основателя И. И. Брехмана, должна "синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, психологии, педагогики и других наук и осуществлять прямой путь к здоровью".
Учитывая интегративный характер валеологического подхода, можно отметить большие возможности многогранного по содержанию образовательного процесса в детском саду и начальной школе с разветвленной системой межпредметных связей. Это создает широкие возможности не только для укрепления здоровья, но и для формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды через использование необходимых знаний из смежных наук и умений их применять на практике.
Наравне с этим выделяется принцип влияния окружающей среды на оздоровление ребенка. Накопление знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений ребенка к природному и социальному окружению.
Одним из основных компонентов валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования – «Человек, познай и сотвори себя».
Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная доктрина современного человека.
И цель валеологического образования : введение в работу дошкольного образовательного учреждения системы формирования общей валеологической культуры на основе мониторинга здоровья (психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.)
Влияние валеологических знаний на формирование и становление ребенка как личности многопланово и рассматривается по следующим аспектам воздействия:
Педагогический аспект.
Формирование культуры здоровья в тесном контакте с общей культурой ребенка, удовлетворение информационных запросов ребенка; контроль и самоконтроль (паспорт здоровья).
Психологический аспект.
Основа - психическое развитие, как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящий в сфере деятельности, личности и познания. Стабильность в становлении психических функций за счет обогащения и расширения возможностей ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.
Социологический аспект.
Каждый ребенок появляется на свет, имея свой физиобиологический код, то есть наследственные особенности, и, от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок, зависит формирование новой личности. Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.
Медицинский аспект.
Получение основ медицинских знаний: анатомии, биологии. Тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними "жильцами" - органами. Формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям. Меры профилактики заболеваний (самомассаж, все виды гимнастик); своевременное выполнение прививок; составление полноценного рациона питания; оптимальный режим работы образовательного учреждения.
Культурологический аспект.
Формирование внутреннего мира ребенка, его целостности и гармоничности. Здесь очень ярко проявляется основной принцип валеологии : человек, познай и сотвори себя. Формирование ценностных ориентации, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного "Я", его ценности не только для себя, но и для своих близких ребенок должен прийти к пониманию "Мы" не как статической совокупности, а как динамичной целостной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию и индивида, и общества в целом.
Роль родителей в формировании валеологических знаний дошкольников
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги". Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны: собрания, круглые столы, дискуссии и т. д.
Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.
Особой формой наглядной пропаганды ЗОЖ среди родителей являются валеологические газеты. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Газеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. В газете могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьетворения и здоровье хранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной:
Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться.
Отравление на даче.
Если у ребенка ОРВИ
Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка.
Домашняя аромотерапия. Рецепт аромотерапии в оздоровлении детей.
Предупреждение нарушений утомления зрения.
"Игры с острова здоровья".
Витаминотерапия в оздоровлении детей.
Учитесь болеть "без лекарств" и др…
Планирование работы и диагностика
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста
На базе нашего детского сада созданы все условия для полноценного физического развития детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, в том числе и нетрадиционное, атрибуты для подвижных игр, оборудование для гимнастики после сна.
Инструктором по физическому воспитанию во время НОД по физической культуре решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Активное использование музыкального сопровождения, игровых и проблемных методов обучения, а так же широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию у детей интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
Но есть и слабые стороны…
В ходе наблюдений и бесед с детьми я выявила следующие представления детей о здоровье и здоровом образе жизни:
дети имеют неточные, расплывчатые, малодифференцированные, в некоторых случаях, даже ошибочные представления о человеке, об организме, о своем здоровье, о способах улучшения здоровья;
многие дети самостоятельно не придерживаются гигиенических правил (не моют руки, не следят за своей одеждой, не носят носовых платков и т. д., а только выполняют под руководством воспитателя;
дети не проявляют заботу к своему здоровью, многие кричат, неправильно одеваются, часто забывают надеть тёплые вещи, не осознавая последствий такого поведения;
в разговоре о том, как улучшить своё здоровье, большинство детей на первое место ставят, что надо пить таблеточки и сиропы, вызвать врача если заболел, и только некоторые называют занятия физкультурой, зарядку, закаливание. Это связано с тем, что многие родители не формируют у детей потребности быть здоровыми, просто лечат их, когда возникает необходимость.
Совместно с инструктором по физической культуре проведё н опрос среди родителей на тему: «Какое место в вашей семье занимает физкультура». Анкета показала, что многие не придерживаются режима дня дошкольника, большинство знают распространенные способы защиты организма, но на практике мало используют, объясняя это нехваткой времени и сил. А если и делают, то от раза к разу, не придерживаясь системы.
Анализируя полученные данные и, исходя из наблюдений за всеми участниками педагогического процесса в течение продолжительного времени, я считаю необходимым проводить систематическую (целенаправленную) работу по формированию культуры здоровья, для обучения детей способам оздоровления и поддержания своего организма. А главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.
Таким образом, целью работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду является - формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Исходя и цели, определены следующие задачи:
охрана и укрепление здоровья;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование знаний о своём организме;
формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Всю работу я систематизировала в три блока :
1. Что я знаю о себе
2. Личная гигиена
3. Здоровый образ жизни
1.1 Изучаем свой организм
2.1О навыках личной гигиены
3.1 О ценностях здорового образа жизни
1.2 Прислушиваемся к своему организму
3.2 О профилактике заболеваний
1.3 Поговорим о болезнях
3.3 Забота о здоровье окружающих
1.4 Инфекционные болезни
3.4 О роли лекарств и витаминов
1.5 Различие полов
3.5 Правила оказания первой помощи
1.6 Мои чувства
3.6 Врачи –наши друзья
Методы и приёмы работы
(с учётом интеграции с различными образовательными областями)
Рассматривание иллюстраций.
Наблюдение.
Ситуативные разговоры с детьми;
Решение проблемных ситуаций.
Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная, использование приемов самомассажа и др.)
Рассказы, беседы.
Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Игровые задачи и проблемные ситуации.
Дидактические игры.
Проектная деятельность на темы: «Я расту», «Рецепты здоровья», «Кладовая витаминов», «Мы все такие разные» и др.
Создание коллажей, тематических выставок о ЗОЖ.
Цикл игр-занятий «Мои чувства», «Поговорим о болезнях», «Прислушаемся к своему организму», «О ценностях здорового образа жизни» и т. п.
Тематические досуги: «В гостях у Айболита»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница»…
Вовлечение родителей в образовательный процесс (совместные проекты,; игротренинги с детьми и родителями; круглые столы и т. п.).
Интеграция с различными образовательными областями:
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека).
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе).
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья).
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и жизни человека).
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
Перечень методических материалов:
1. Тематическое планирование по валеологическому сопровождению детей дошкольного возраста. (приложение 1)
2. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка I младшей группы. (приложение 2)
3. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка II младшей группы. (приложение 3)
4. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка средней группы. (приложение 4)
5. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка старшей группы. (приложение 5)
6. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка подготовительной группы. (приложение 6)
7. Перечень детской художественной литературы по проблеме «Валеологи-ческое образование дошкольников». (приложение 7)
8. Мониторинг представлений детей по образовательной области «Здоро-вье». (приложение 8)