Хисамова
Система работы по этнокультурному воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Современная система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народов России должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, комната фольклора, региональный компонент, патриотизм, проект, народная культура.
Публикация «Система работы по этнокультурному воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее [2, c. 101].
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского наро-да[3, c.56].
В детском саду оборудована «Комната фольклора», где разместились предметы домашней утвари: у печи – ухват, кочерга; на полках – предметы народного прикладного искусства; сундук с одеждой, прялка, чугунный утюг, веретено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры родного края, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру разных народностей в ДОУ началась работа над трехгодовым проектом «Мир, в котором мы живем».
В 2014-2015 учебном году велась работа над совместным проектом «Путешествие по родному краю» по формированию патриотических чувств путем приобщения к национальной культуре.
Взяв одну из годовых задач ДОУ по формированию основ патриотизма при ознакомлении детей с родным краем, а так же для систематизации знаний детей о людях различных национальностей, воспитатели знакомили детей с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, художественной литературой разных народов, их живописью, музыкой и предметами быта - народными играми, народными игрушками и национальными куклами, национальным костюмом.
В группах обновили народные уголки с целью знакомства с бытом, традициями народов Поволжья, выпустили стенгазеты «Прогулка по городу» в средней группе, «Один день в парке» в 1 младшей группе, в старших – «Прогулка по Йошкар-Оле» и «Город, в котором я живу».
Закончился проект познавательным праздником-развлечением для всех детей «Люблю тебя, мой край родной».
В 2015-2016 учебном году мы решили расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям общее представление о Поволжских республиках, познакомить с обычаями и традициями, с народным творчеством и продолжили работу над совместным проектом «Поволжские просторы». Цель проекта – помочь воспитателям ДОУ раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих район Поволжья: русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т. д., их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Продолжив совместные проекты, воспитатели с детьми разучивали песни, рассказывали детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читали стихи, сказки, играли в различные национальные игры. Пополнили народные уголки материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; создали галерею детского творчества; оформили стенд фотографиями, отражающих работу по проекту.
Проведен познавательный праздник-развлечение «Путешествие по Волге», чем и закончился проект.
В 2016-2017 учебном году продолжилась работа над проектом «Дружат дети всей Земли», где мы познакомили детей с национальными и культурными особенностями людей разных стран. Цель проекта: формировать и углублять знания воспитанников о культуре, традициях, фольклоре, национальных костюмах народов Мира.
Педагоги знакомили детей с национальными особенностями разных народов: их обычаями, культурами, совершаем так называемые путешествия по России, Белоруссии, Японии, Китаю, Индии, Южной и Северной Америке, Австралии. В ходе таких путешествий дети получают информацию о традиционном национальном костюме страны: деталях, материалах, техниках изготовления, способах украшения. Знакомятся дети и с национальными народными инструментами.
В конце ноября 2017 года у нас состоялся заключительный этап проекта ДОУ «Мир, в котором мы живем», проведен праздник для детей и родителей «Со сказкой по миру».
Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Предлагаем вниманию родителей папки-передвижки, консультации в соответствии с тематической неделей. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов, в которых отражены региональные особенности культуры.
В результате проведенной работы и на основании мониторинга, можно сделать следующие выводы: данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской, марийской, мордовской, татарской и чувашской культуре и культуре народов мира. Это нашло свое отражение в детских рассказах, рисунках и поделках; дети с большим уважением стали относиться к членам своей семьи, к сверстникам; повысилась познавательная активность детей; толерантное отношение к другим народностям, повысился уровень активности родителей к жизни детского сада.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле[1].
Список литературы
1. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. 2005. №1. С.
2. Джуринский, А. Н. Этнокультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 310с.
3. Софронова, Т. И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т. И. Софронова, В. А. Шабалкина. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд., 2007. – 112с