Ольга Коновалова
Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием родного края с детьми среднего дошкольного возраста.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Для чего нужно изучать природу родного края?
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Знакомство с природой родного края начинается с младшего возраста.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с природой родного края, я поставила перед собой следующие задачи:
- последовательно, в определенной системе формировать у детей знания о природе родного края, трудовые навыки, разнообразные умения;
- использовать природоведческое содержание ООД для усвоения речевых умений (усвоение словаря, грамматическая правильность речи);
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту.
В своей работе я использую формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны:
наглядные : наблюдения, рассматривание картин,
практические : игра, труд, опыты,
словесный метод: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы.
Во время ежедневных прогулок наблюдаем сезонные изменения в природе :
Осенью становиться холоднее, листья начинают изменять окраску, опадать; птицы улетают в теплые края. В это время собирают урожай овощей и фруктов. Учимся по внешнему виду, вкусу, форме различать наиболее распространенные овощи и фрукты, назвать их.
Зимой проводим целевые прогулки по участку детского сада. Расширяем представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег). Организовываем наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливаем их. Замечаем красоту зимней природы : деревья в снежном уборе, снег накрыл землю.
Весной продолжаем знакомить с характерными особенностями весенней природы (ярче светит солнце, снег тает, вырастает трава, распускаются листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки).
Показываем детям, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.
Летом расширяем представления детей о летних изменениях в природе (жарко, яркое солнце, цветут растения, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах и т. п.) В это время созревают многие фрукты, овощи, ягоды.
На прогулке наблюдаем за деревьями, кустарниками, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки, чем отличаются от кустарников. Наблюдаем за растениями. Сравниваем листья с разных деревьев (рябина, клен, яблоня). Учимся запоминать названия деревьев растущих на территории нашего детского сада (рябина, тополь, клен). Наблюдаем за животными. Часто можно увидеть щенков, котят, дети с удовольствием наблюдают за ними[1].
Наблюдение сопровождаю художественным словом, читаю стихи, играем в различные игры: ходим, прыгаем, как животные, летаем как птицы, клюем зерна, как воробьи.
Во время прогулок обращаем внимание детей на красоту природы, приятный запах, свежесть воздуха. Я рассказываю детям, что деревья посадили люди, которые много поработали, Они ухаживали за деревьями и позаботились о том, чтобы здесь было красиво и можно было хорошо отдыхать, что зеленые насаждения нужно беречь. Знакомимся о правилах поведения в природе.
ООД провожу после наблюдений на прогулках и в уголке природы с целью закрепления и уточнения знаний.
Мы знакомим детей с растениями и животными родного края, знакомимся с домашними животными и их детенышами, их поведением и питанием, с птицами. Расширяем представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза).
Учимся отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа., фрукты (яблоко, груша, персик., ягоды (малина, смородина.)
Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, я приучаю детей видеть красоту родной природы.
С первых дней пребывания в детском саду привлекаем детей к рассматриванию растений в уголке природы, животных на картинках, иллюстрациях. Знакомимся с комнатными растениями (фикус, герань, узнаем, что для роста нужны земля, вода, воздух, формируем умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить— оно может засохнуть и т. п.).
Постепенно приучаем малышей к совместным действиям по уходу за растениями.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс я применяю разнообразные формы работы : индивидуальные беседы, анкетирование, консультации «О чем говорят растения», «Удивительное рядом», «Не дерево, а аптека», «Мордовские пословицы о природе», родительские собрания «Экологическое воспитание в семье». Совместно с родителями созданы все условия для гармоничного развития детей. Рекомендую родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть.
Таким образом, система работы по ознакомлению дошкольников с природно-экологическим своеобразием родного края позволяет решать задачи экологического воспитания.