Елена Кормильцева
Система работы по ознакомлению детей средней группы с миром диких животных
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по ознакомлению детей средней группы с миром диких животных
Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро стоит вопрос: «Быть или не быть человеку на земле?» Люди должны понимать прямую связь между существованием животных, растений и благополучным существованием человека. Познание мира природы детьми с младшего дошкольного возраста поможет научить жить в согласии и гармонии с окружающей средой, чтобы сохранить планету пригодной для жизни в будущем.
Система работы для нас означало следующее :
Охват всех направлений работы
Публикация «Система работы по ознакомлению детей средней группы с миром диких животных» размещена в разделах
работа с детьми работа с родителями
взаимодействие с педагогами создание условий в группе
Работа с детьми по трем направлениям
НОД совместная деятельность
условия для самостоятельной деятельности
Этапы работы :
- выявление знаний и представлений детей о диких животных;
- уточнение и обобщение знаний и представлений;
- активизация и развитие знаний и представлений.
Первый этап мы начали с проведения мониторинг образовательной деятельности по области «Познание». Были выявлены проблемы в систематизации знаний, наличие у детей искаженных представлений, недостаточной осведомленности о многообразии животного мира. Представления о диких животных сформированы на основе сказок (Волк злой, он съел козленка. Медведь живет в избушке).
Необходимым условием в развитии личности ребенка во всех видах его деятельности является предметно – развивающая среда. В группе мы создали уютную, мобильную, многофункциональную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом, отвечающую возрастным и индивидуальным особенностям детей, требованиям ООП и ФГОС ДО. Мы обогатили материалы, пособия и игры по ознакомлению с дикими животными леса.
На втором этапе мы классифицировали дидактические игры для ознакомления детей с дикими животными. В деятельности с детьми, использовали разнообразные методы и приемы:
- рассматривание игрушек и иллюстраций. Использовали разнообразные игрушки по содержанию и материалу – резиновые, деревянные, мягкие. Полезно использовать комплексные игрушки – зоопарк, лесные звери.
- читали художественную литературу: «Зимовье зверей», «Лиса и козел» и др., а также и произведения Сладкова Н., Толстого Л. Н., Бианки В., и др.,
-организовывали наблюдения,
- рассказ воспитателя, беседы, рассказы детей и т. д. ,
-использовали прием сравнения зверей. Сравнение выступает как самостоятельная мыслительная операция, а также как дидактический прием, который способствует легкому и более качественному усвоению знаний.
-составляли рассказы с детьми по картинкам, соединенным в одну сюжетную линию.
- использовали отгадывание загадок, которые помогают детям формировать представления о диких животных.
В совместной деятельности мы также предлагали детям для закрепления знаний:
- изобразить диких животных, дети инсценировали сказки, инсценировка «Лиса и заяц», показ театра на фланеграфе «Детки в клетке» (по стих. С. Маршака,
- заучивали стихи, «Зайчишка-трусишка», «Белый по белому».
Для самостоятельной деятельности в свободное пользование детям предлагались дидактические игры, шапочки-маски для подвижных игр, настольный театр диких животных и др.
На третьем этапе для обогащения знаний активно использовались дидактические игры, заучивание скороговорок, проблемные ситуации, моделирование.
В НОД по природному миру учились различать и называть диких животных, их повадки, корм. Использовали такие логические задачи: «Найди детеныша», «Что закрыто на картинке». Развивали речевую активность при рассматривании картины из серии «Животные нашего леса», продолжали знакомить со сказками. Рисовали на темы - «Кто живет в осеннем лесу?», «Заяц на полянке», делали аппликации и конструировали из природного материала: «Угостим зайчиков морковкой», «Теремок». В театрализованной деятельности – организовали кукольный театр «Лесная история». Играли в настольные дидактические игры:
- для знакомства с названием и внешним видом животных «Угадай, кто это?», «Кто спрятался?», «Запомни и назови», «Зоологическое лото», и др.
-для сравнения животных «Мы разные», «Чьи детки», «Чей домик» и др.
-для формирования обобщающих понятий «Птицы, рыбы, звери», «Летает, не летает», «Найди общее», «Кто лишний», «Зоологическое лото» и др.
Большую помощь оказывают нам специалисты: музыкальный руководитель с детьми пели песенку о маленьком ежике, читали стихи, играли в музыкально-хороводную игру «Жмурки», а инструктор по физической культуре использовала игровой мотив «попрыгаем как зайки», «как лягушки», дети с удовольствием играют в подвижные игры «Волк и заяц», «Хитрая лиса», «У медведя во бору».
В работа с родителями использовали следующие формы:
Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы. В родительский уголок поместили папку «Знакомим детей с миром диких животных», где подобраны картинки о животных, загадки, стихи, перечень художественных произведений и т. д.
Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Информирование : консультации, памятки, семинары-практикумы
Знания детей о диких зверях систематизировались, большинство родителей заинтересовались проблемой, значительно обогащена среда группы пособиями, играми и др. материалом.