Получи документы

Система работы по формированию нравственных чувств старших дошкольников при помощи детской художественной литературы

Юлия Рассказова
Система работы по формированию нравственных чувств старших дошкольников при помощи детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Воспитателя высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 161» г. Рязани

Рассказовой Юлии Владимировны

ПО ТЕМЕ:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2012 год

Темочки:

Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль художественной литературы как источника духовно-нравственного развития детей.

Необходимость создания данной системы работы определена сложившимся противоречием между:

• потребностью общества в создании условий свободного нравственного саморазвития личности каждого ребенка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного возраста;

• потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для работы с дошкольниками;

Новизна - разработка эффективной модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализующей идеи нравственного воспитания через использование художественной литературы.

В процессе работы с детьми используются методики, признанные традиционными, а также, пользуясь всевозможными источниками, добавляются свои, корректируя традиционные.

Традиционные методы Методы, используемые в представленном педагогическом опыте

1. Словесные:

-художественное слово

-рассказ взрослого из личного опыта;

-сказка познавательного содержания;

- вопросы;

- беседа.

2. Игровые:

- занятие – игра;

- игровые упражнения;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- игры – путаницы.

3. Наглядные:

- иллюстрации;

- фотографии;

- видеоматериалы.

4. Практические:

- упражнения

5. Наблюдения

- за действиями взрослого;

- за действиями детей

1. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по жанровому материалу, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов.

2. Взаимодействие с персонажем:

- подсказать, как себя вести;

- поиграть вместе с персонажем, помочь ему;

- объяснить правила поведения в определённой ситуации или игре.

3. Использование литературного художественного творчества в различного вида театрах:

- кукольные спектакли;

- игры-инсценировки;

- игры-драматизации

- и т. п.

4. Дидактические и настольно-печатные игры на основе художественной литературы

5. Показ способов действий.

6. Коллективное чтение.

7. Заучивание наизусть по ролям с детьми жанровых произведений, сочинение сказок, загадок.

8. Использование литературного репертуара на музыкальных занятиях.

9. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах

- на занятиях;

- во время режимных моментов;

- во время наблюдений;

- на прогулках;

- в играх;

10. Использование русских народных подвижных игр.

11. Упражнения в проговаривании, звукоподражании, имитация действий.

Педагогическая концепция.

Нравственное воспитание дошкольника остается наиболее значимой проблемой в решении воспитательных задач. Процесс воспитания нравственных качеств должен носить воспитывающий характер, связывать знания с деятельностной позицией, с тем, чтобы у ребёнка сформировалась мотивационная потребность в совершении нравственных поступков.

В связи с этим, процесс обучения и воспитания строится по следующим этапам:

Этап ясности: изложение, выделение материала и углубленное его рассмотрение.

Этап ассоциации: понимание требований, связь нового материала с прошлыми знаниями.

• Этап обобщения и систематизации : обнаружение выводов, формулировка понятий.

Этап осознания и применения: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.

Условия результативности:

1. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в детском коллективе

2. Учёт психофизических особенностей детей, личностно-ориентированный подход в воспитании;

3. Совершенствование предметно-развивающей среды, в соответствии с выбранным направлением работы.

4. Использование принципа взаимосвязи нравственного, интеллектуального, познавательного, речевого и эмоционального развития.

5. Обеспечение условий для практического применения нравственного опыта.

6. Обогащение мотивов нравственных поступков.

7. Творческое использование современных педагогических методик, их адаптация к имеющимся условиям;

8. Использование современных средств диагностики нравственного развития детей;

9. Активное сотрудничество педагогов и родителей.

10. Интеграция работы воспитателей и специалистов детского сада.

Этапы работы с детьми :

1. Познавательно-мотивационный этап: приобретение детьми базисных знаний о нравственности через жанровые элементы литературных произведений.

2. Эмоционально-оценочный этап: формирование у детей личного отношения к категориям нравственности на доступном по возрасту уровне.

3. Деятельностный этап: введение ребёнка в круг воображаемых обстоятельств, мысленное содействие героям фольклорного произведения, эмоциональное переживание новых для него чувств.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Очень важное место в нравственном воспитании детей отводится созданию предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда предусматривает организацию в группе зоны, которая содержит материал, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей в рамках нравственного воспитания. Этот материал включает в себя:

• Настольно-печатные игры

• Познавательную и художественную литературу

• Подбор наглядно- иллюстративного материала

Наглядные пособия: «Дерево добра»,«Поляна добрых дел».

• В детском саду есть «Русская изба», где проводятся занятия, на которых дети имеют возможность познакомится с предметами русского быта, фольклорными жанровыми произведениями, произведениями народных промыслов, традициями и праздниками своего народа.

• Библиотека книг, журналов, статей, подборка аудиозаписей на нравственную тематику.

Педагогические принципы работы по формированию нравственных качеств :

• П. взаимосвязи нравственного, интеллектуального, речевого, познавательного и эмоционального развития.

• П. деятельностного подхода.

• П. обогащения мотивов нравственных поступков в процессе обучения.

• П. обеспечения условий для практического применения нравственного опыта (создание ситуаций, обогащение развивающей среды).

• П. сотрудничества педагогов и родителей.

• П. интеграции всей педагогической работы с детьми

СФЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Отношения

с близкими людьми

Отношения со сверстниками Отношения с людьми в общественных местах

Отношение к

самому себе

Отношения

с природой

- умение ребенка заботиться о близких,

проявлять

чуткость, сочувствие, тактичность

- умение

учитывать и принимать

позицию другого,

уважать чужое

мнение,

проявлять

способность

спокойно

принимать обоснованные требования взрослых,

оказывать им практическую помощь, готовность к сотрудничеству,

оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается; проявлять тактичность, вежливость,

- формирование

у ребенка элементарного уважения к окружающим, чувство ответственности, сформирован-ность совести, долга, умение оказывать помощь и поддержку окружающим

адекватная

самооценка,

умение

проявлять

заботу о

самом себе,

наличие навыков самоконтроля, самоорганизо- ванности

- умение

бережно относиться

к природной среде,

заботиться

о ней и защищать от уничтожения

Нравственные качества

1. Бережное отношение к животным, птицам, растениям

2. Скромность

3. Честность

4. Сочувствие

5. Щедрость

6. Чувство справедливости

7. Вежливость

8. Бережливость

9. Отзывчивость

10. Заботливое отношение к окружающему

11. Чувство стыда

12. Доброжелательность

13. Культура общения

14. Внимательное отношение к окружающим

15. Доброта

16. Образ Я

МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ

Уровень сентябрь январь

высокий 0% 30%

средний 25% 60%

низкий 75% 10%

Диагностическая таблица № 1 (сентябрь)

Ф. И. ребенка Представления о нравствен-ных качествах Поведение ребенка в ситуации

нравствен-ного выбора Эмоцио-нальное

отношение

и нравствен-ные

нормы Навыки

культуры

общения Общий показатель Уровень

1. С. Никита 2 1 2 1 6 низкий

2. К. Кирилл 1 1 2 2 6 низкий

3. А. Вика 2 1 2 2 7 средний

4. Л. Вика 1 1 1 2 5 низкий

5. Х. Даша 1 1 2 1 5 низкий

6. М. Алена 2 2 2 8 средний

7. Г. Марина 1 1 1 1 4 низкий

8. Ш. Настя 1 1 2 2 6 низкий

9. Б. Таня 2 1 2 2 7 средний

10. Е. Настя 2 1 2 7 средний

11. К. Аня 1 1 1 1 4 низкий

12. У. Вадим 1 1 1 1 4 низкий

13. К. Аня 1 1 2 6 низкий

14. Ш. Алина 1 1 1 1 4 низкий

15. А. Костя 1 1 2 2 6 низкий

16. М. Соня 1 2 1 1 5 низкий

Диагностическая таблица № 2 (январь)

Ф. И. ребенка Представления о нравствен-ных качествах Поведение ребенка в ситуации

Нравствен-ного выбора Эмоцио-нальное

отношение

и нравствен-ные

нормы Навыки

культуры

общения Общий показатель Уровень

1. С. Никита 2 2 3 2 9 средний

2. К. КИРИЛЛ 2 2 3 2 9 средний

3. А. ВИКА 3 3 3 3 12 высокий

4. Л. ВИКА 1 2 1 2 7 средний

5. Х. ДАША 2 3 2 2 9 средний

6. М. АЛЕНА 3 3 3 3 12 высокий

7. Г. МАРИНА 2 2 2 2 8 средний

8. Ш. НАСТЯ 2 2 2 2 8 средний

9. Б. ТАНЯ 3 3 3 3 12 высокий

10. Е. Настя 3 3 3 3 12 высокий

11. К. Аня 1 2 2 2 7 средний

12. У. Вадим 1 2 2 2 7 средний

13. К. Аня 2 3 3 3 11 высокий

14. Ш. Алина 1 1 1 2 5 низкий

15. А. Костя 2 2 3 2 9 средний

16. М. Соня 2 2 3 2 9 средний

Публикации по теме:

Консультация по приобщению детей к общечеловеческим ценностям посредством экскурсий Для педагога нет задачи важнее, чем воспитание в подрастающем поколении любви к родному Отечеству, своему народу. Живое познание родного.

Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Проект по исправлению недостатков в работе по образовательной области «Художественная литература» Воспитатель: Инькова О. В. 2012 год Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию нравственных чувств старших дошкольников при помощи детской художественной литературы
Опубликовано: 26 марта 2013 в 14:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по формированию нравственных чувств старших дошкольников при помощи детской художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Рассказова (УИ 89211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД