Юлия Рассказова
Система работы по формированию нравственных чувств старших дошкольников при помощи детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Воспитателя высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 161» г. Рязани
Рассказовой Юлии Владимировны
ПО ТЕМЕ:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2012 год
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль художественной литературы как источника духовно-нравственного развития детей.
Необходимость создания данной системы работы определена сложившимся противоречием между:
• потребностью общества в создании условий свободного нравственного саморазвития личности каждого ребенка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного возраста;
• потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для работы с дошкольниками;
Новизна - разработка эффективной модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализующей идеи нравственного воспитания через использование художественной литературы.
В процессе работы с детьми используются методики, признанные традиционными, а также, пользуясь всевозможными источниками, добавляются свои, корректируя традиционные.
Традиционные методы Методы, используемые в представленном педагогическом опыте
1. Словесные:
-художественное слово
-рассказ взрослого из личного опыта;
-сказка познавательного содержания;
- вопросы;
- беседа.
2. Игровые:
- занятие – игра;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры – путаницы.
3. Наглядные:
- иллюстрации;
- фотографии;
- видеоматериалы.
4. Практические:
- упражнения
5. Наблюдения
- за действиями взрослого;
- за действиями детей
1. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по жанровому материалу, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов.
2. Взаимодействие с персонажем:
- подсказать, как себя вести;
- поиграть вместе с персонажем, помочь ему;
- объяснить правила поведения в определённой ситуации или игре.
3. Использование литературного художественного творчества в различного вида театрах:
- кукольные спектакли;
- игры-инсценировки;
- игры-драматизации
- и т. п.
4. Дидактические и настольно-печатные игры на основе художественной литературы
5. Показ способов действий.
6. Коллективное чтение.
7. Заучивание наизусть по ролям с детьми жанровых произведений, сочинение сказок, загадок.
8. Использование литературного репертуара на музыкальных занятиях.
9. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах
- на занятиях;
- во время режимных моментов;
- во время наблюдений;
- на прогулках;
- в играх;
10. Использование русских народных подвижных игр.
11. Упражнения в проговаривании, звукоподражании, имитация действий.
Педагогическая концепция.
Нравственное воспитание дошкольника остается наиболее значимой проблемой в решении воспитательных задач. Процесс воспитания нравственных качеств должен носить воспитывающий характер, связывать знания с деятельностной позицией, с тем, чтобы у ребёнка сформировалась мотивационная потребность в совершении нравственных поступков.
В связи с этим, процесс обучения и воспитания строится по следующим этапам:
• Этап ясности: изложение, выделение материала и углубленное его рассмотрение.
• Этап ассоциации: понимание требований, связь нового материала с прошлыми знаниями.
• Этап обобщения и систематизации : обнаружение выводов, формулировка понятий.
• Этап осознания и применения: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.
Условия результативности:
1. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в детском коллективе
2. Учёт психофизических особенностей детей, личностно-ориентированный подход в воспитании;
3. Совершенствование предметно-развивающей среды, в соответствии с выбранным направлением работы.
4. Использование принципа взаимосвязи нравственного, интеллектуального, познавательного, речевого и эмоционального развития.
5. Обеспечение условий для практического применения нравственного опыта.
6. Обогащение мотивов нравственных поступков.
7. Творческое использование современных педагогических методик, их адаптация к имеющимся условиям;
8. Использование современных средств диагностики нравственного развития детей;
9. Активное сотрудничество педагогов и родителей.
10. Интеграция работы воспитателей и специалистов детского сада.
Этапы работы с детьми :
1. Познавательно-мотивационный этап: приобретение детьми базисных знаний о нравственности через жанровые элементы литературных произведений.
2. Эмоционально-оценочный этап: формирование у детей личного отношения к категориям нравственности на доступном по возрасту уровне.
3. Деятельностный этап: введение ребёнка в круг воображаемых обстоятельств, мысленное содействие героям фольклорного произведения, эмоциональное переживание новых для него чувств.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Очень важное место в нравственном воспитании детей отводится созданию предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда предусматривает организацию в группе зоны, которая содержит материал, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей в рамках нравственного воспитания. Этот материал включает в себя:
• Настольно-печатные игры
• Познавательную и художественную литературу
• Подбор наглядно- иллюстративного материала
• Наглядные пособия: «Дерево добра»,«Поляна добрых дел».
• В детском саду есть «Русская изба», где проводятся занятия, на которых дети имеют возможность познакомится с предметами русского быта, фольклорными жанровыми произведениями, произведениями народных промыслов, традициями и праздниками своего народа.
• Библиотека книг, журналов, статей, подборка аудиозаписей на нравственную тематику.
Педагогические принципы работы по формированию нравственных качеств :
• П. взаимосвязи нравственного, интеллектуального, речевого, познавательного и эмоционального развития.
• П. деятельностного подхода.
• П. обогащения мотивов нравственных поступков в процессе обучения.
• П. обеспечения условий для практического применения нравственного опыта (создание ситуаций, обогащение развивающей среды).
• П. сотрудничества педагогов и родителей.
• П. интеграции всей педагогической работы с детьми
СФЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Отношения
с близкими людьми
Отношения со сверстниками Отношения с людьми в общественных местах
Отношение к
самому себе
Отношения
с природой
- умение ребенка заботиться о близких,
проявлять
чуткость, сочувствие, тактичность
- умение
учитывать и принимать
позицию другого,
уважать чужое
мнение,
проявлять
способность
спокойно
принимать обоснованные требования взрослых,
оказывать им практическую помощь, готовность к сотрудничеству,
оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается; проявлять тактичность, вежливость,
- формирование
у ребенка элементарного уважения к окружающим, чувство ответственности, сформирован-ность совести, долга, умение оказывать помощь и поддержку окружающим
адекватная
самооценка,
умение
проявлять
заботу о
самом себе,
наличие навыков самоконтроля, самоорганизо- ванности
- умение
бережно относиться
к природной среде,
заботиться
о ней и защищать от уничтожения
Нравственные качества
1. Бережное отношение к животным, птицам, растениям
2. Скромность
3. Честность
4. Сочувствие
5. Щедрость
6. Чувство справедливости
7. Вежливость
8. Бережливость
9. Отзывчивость
10. Заботливое отношение к окружающему
11. Чувство стыда
12. Доброжелательность
13. Культура общения
14. Внимательное отношение к окружающим
15. Доброта
16. Образ Я
МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ
Уровень сентябрь январь
высокий 0% 30%
средний 25% 60%
низкий 75% 10%
Диагностическая таблица № 1 (сентябрь)
Ф. И. ребенка Представления о нравствен-ных качествах Поведение ребенка в ситуации
нравствен-ного выбора Эмоцио-нальное
отношение
и нравствен-ные
нормы Навыки
культуры
общения Общий показатель Уровень
1. С. Никита 2 1 2 1 6 низкий
2. К. Кирилл 1 1 2 2 6 низкий
3. А. Вика 2 1 2 2 7 средний
4. Л. Вика 1 1 1 2 5 низкий
5. Х. Даша 1 1 2 1 5 низкий
6. М. Алена 2 2 2 8 средний
7. Г. Марина 1 1 1 1 4 низкий
8. Ш. Настя 1 1 2 2 6 низкий
9. Б. Таня 2 1 2 2 7 средний
10. Е. Настя 2 1 2 7 средний
11. К. Аня 1 1 1 1 4 низкий
12. У. Вадим 1 1 1 1 4 низкий
13. К. Аня 1 1 2 6 низкий
14. Ш. Алина 1 1 1 1 4 низкий
15. А. Костя 1 1 2 2 6 низкий
16. М. Соня 1 2 1 1 5 низкий
Диагностическая таблица № 2 (январь)
Ф. И. ребенка Представления о нравствен-ных качествах Поведение ребенка в ситуации
Нравствен-ного выбора Эмоцио-нальное
отношение
и нравствен-ные
нормы Навыки
культуры
общения Общий показатель Уровень
1. С. Никита 2 2 3 2 9 средний
2. К. КИРИЛЛ 2 2 3 2 9 средний
3. А. ВИКА 3 3 3 3 12 высокий
4. Л. ВИКА 1 2 1 2 7 средний
5. Х. ДАША 2 3 2 2 9 средний
6. М. АЛЕНА 3 3 3 3 12 высокий
7. Г. МАРИНА 2 2 2 2 8 средний
8. Ш. НАСТЯ 2 2 2 2 8 средний
9. Б. ТАНЯ 3 3 3 3 12 высокий
10. Е. Настя 3 3 3 3 12 высокий
11. К. Аня 1 2 2 2 7 средний
12. У. Вадим 1 2 2 2 7 средний
13. К. Аня 2 3 3 3 11 высокий
14. Ш. Алина 1 1 1 2 5 низкий
15. А. Костя 2 2 3 2 9 средний
16. М. Соня 2 2 3 2 9 средний