Ольга Ледяева
Система работы педагога-психолога в рамках классно-обобщающего контроля
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы
педагога-психолога в рамках классно-обобщающего контроля»
Педагог-психолог МБОУ Манычская СОШ : Ледяева О. Г.
Внутришкольный контроль – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.
Выбор целей внутришкольного контроля и его содержание зависят от общих задач, которые решаются школой в учебном году.
Каждой цели соответствуют определенные блоки контроля.
Цели работы школы Направление контроля
Публикация «Система работы педагога-психолога в рамках классно-обобщающего контроля» размещена в разделах
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
1. Создать условия для поддержания и укрепления здоровья, формирования потребности в здоровом образе жизни у учащихся, учителей и родителей Блок «А». Контроль за обеспечением здоровья и формированием здорового образа жизни
2. Достичь оптимального уровня воспитанности школьников. В конечном результате, сформировать личность, способную жить в современном мире, отвечать за свои дела и поступки, знать и продолжать традиции своего народа, творить на благо Родины Блок «Б». Контроль за внеурочной воспитательной работой.
Блок «В». Контроль за работой по основной проблеме школы:
3. Достичь уровня базового и дополнительного образования, соответствующего государственному стандарту у всех учащихся и конструктивного или творческого у 50% учащихся Блок «Г». Контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся.
Блок «Д». Контроль за преподаванием предметов.
Блок «Е». Контроль за организацией условий учения школьников.
Блок «Ж». Контроль за состоянием школьной документации.
Блок «З». Контроль за состоянием методической работы в школе.
4. Создать условия для подготовки учащихся к продолжению непрерывного образования, жизни в семье и современном мире Блок «И». Контроль за созданием условий для подготовки учащихся к продолжению образования, жизни в семье и современном обществе
5. Создать условия труда, обеспечивающие оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса через укрепление материально-технической базы и рациональное использование финансовых средств Блок «К». Контроль за состоянием материально-технической базы школы и условиями труда персонала
Анализируя направления контроля можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическую службу будут интересовать блоки: «А», «Г», «Д», «Е», «И».
Классно-обобщающий контроль.
1. Обоснование контроля.
Наиболее существенным признаком для постановки какого-либо класса под контроль может служить качество знаний учащихся, т. к. на него влияют качество работы учителей с классом, классного руководителя, родителей, а также психологическая атмосфера в коллективе класса. Классы с самым низким качеством знаний обязательно ставят под классно-обобщающий контроль.
2. Формулирование цели контроля.
Выяснение причин низкой успеваемости в классе и последующее их устранение (или обобщение опыта работы в данном классе преподавателей, классного руководителя или родителей).
2. Схема контроля.
Объект контроля Вопросы контроля Метод контроля
1. Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество неуспевающих, наибольшее количество пропусков уроков Наличие системы контроля и учета знаний.
Уровень требований к знаниям учащихся.
Дифференцированный подход в работе с учащимися.
Доступность объяснения.
Наличие приемов, направленных на воспитание у учащихся интереса к предмету.
Стиль взаимоотношений с учащимися.
Дисциплина на уроке.
Методы активации деятельности учащихся на уроке. Беседы
Контрольная работа
Наблюдение
Стиль взаимоотношения.
Анкетирование.
Оперативный разбор.
2. Работа классного руководителя Учебно-воспитательный план.
Дневники учащихся на вопрос своевременного освещения текущей учебы. Работа с журналом. Работа с родителями. Работа с документацией
Наблюдение, беседы с родителями, анкетирование учащихся
3. Учеба учащихся Наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учебе, наибольшее количество пропусков Наблюдения: при посещении всех уроков по расписанию
4. Психологическая атмосфера в классе Наличие конфликтных отношений между учащимися; учащихся с учителями и родителями Анкетирование
Из этой схемы видно, что к классно-обобщающему контролю должна быть привлечена психологическая служба образовательного учреждения.
Психодиагностическое направление работы
психологической службы в рамках
классно-обобщающего контроля.
Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностический минимум является основной психодиагностической схемой в рамках модели школьной деятельности, так как:
• Диагностический минимум носит дифференцированный характер. Он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы: «психологически благополучных детей», обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «группы риска» с реальными и потенциальными проблемами в обучении и развитии.
• Эта диагностическая схема позволяет охватить всех школьников определённой параллели. Её проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребёнка, что делает информацию, получаемую в ходе обследования, более значимой.
• Диагностический минимум представляет собой лонгитюдное обследование, он позволяет отслеживать динамику развития и состояния школьника по определённым статусным критериям на протяжении всего периода школьного обучения.
Система работы педагога-психолога в рамках КОК.
Класс Название психологического исследования Цель
1-е классы
1. Мониторинг адаптации первоклассников в условиях школы.
2. Тест Равена (модификация Т. В. Розановой)
Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления.
4-е
классы 1. Анкета «Школа».
2. ШТУР (к/р) Выявление детей с негативным отношением к школе, оценка общего уровня школьной мотивации по классу, параллели, отслеживание эффекивности профилактической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностика уровня развития словесно-логического мышления и математических способностей.
5-е классы 1. Тест школьной тревожности Филлипса.
2. Познавательные потребности.
3. Социометрия
Анкета адаптация, общение Диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Выявление основных факторов, вызывающих тревогу у детей.
Выявление детей с высокой школьной тревожностью, с целью использования данной информации при оптимизации процесса обучения и воспитания.
Изучение интенсивности познавательных потребностей школьников.
Диагностика социометрического статуса
учеников и групповой структуры.
Выявление детей – аутсайдеров с целью коррекционной работы. Отслеживание результатов коррекционной работы.
6-классы 1. ГИТ (групповой интеллектуальный тест) Диагностика эффективности школьного обучения, изучение причин неуспеваемости.
7-е
классы
1. Интеллектуальная лабильность. (методика модификации С. Н. Костроминой)
Прогноз успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
8-е
классы 1. Анкета «Мой выбор»
2. Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.
Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.
Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.
Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.
(5 типов профессий)
9-е
классы
10-е
классы 1. Школьный тест умственного развития.
(ШТУР)
2. Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»
4. Диагностика в рамках курса по выбору «Профессиональное и личностное самоопределение»
Карта интересов Голомштока;
ДДО;
Тест Голланда;
Мотивы выбора профессии;
КОС;
Тест Тулуз-Пьерона;
Тест «Интеллектуальная лабильность»;
Психогеометрический тест;
Тест «Рисунок человека из геометрических фигур»;
1. ШТУР
11кл черты характера Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.
Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).
Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся.
(5 типов пофессий)
Получение информации о наиболее востребованных профильных направлениях, об интересах и желаниях школьников в свете предстоящего профильного обучения.
Выявление основных мотивов выбора профиля обучения.
Побуждение школьников к размышлению о предстоящем профессиональном самоопределении.
Диагностика интересов, способностей,
в плане профессионально-важных качеств. Оценка собственных ресурсов и способностей школьниками в свете предстоящей профессиональной деятельности.
Диагностика умственного развития школьников по отдельным параметрам.
Качественный анализ субтестов по областям знаний (общественно-гуманитарный, физико-математический, естественно-научный).
Отслеживание динамики результатов по годам и по классам.
Любая психодиагностическая деятельность в рамках психологического сопровождения является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность во взаимосвязи с коррекционно-развивающей деятельностью.
Остановимся подробнее на реализации некоторых психодиагностических программ.
Литература:
1. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.
2. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Лускановой Н. Г., Кумариной Г. Ф., Аргинской И. А. – М., 1995.
3. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003.
4. Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. – М. : ТЦ «Сфера», 1997.
5. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. – М. : Просвещение, 1991.
6. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И. В. – М. : Просвещение, 1991.