Карлыгаш Исмаилова
План кружковой работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Омска «Детский сад №112»
СОГЛАСОВАНО:
заведующий БДОУ г. Омска
«Детский сад №112»
___Земерова И. В.
«___» ___ 2019 г.
План работы кружка
«Я человек»
подготовительная группа
на 2019-2020 учебный год.
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей : 6-7 лет.
План составили : Исмаилова К. С.
Занятия детей 6-7лет.
Количество детей – не более 10 человек.
Регулярность занятий - 1 раз в две недели по 30-35 мин.
Актуальность.
Публикация «План кружковой работы педагога-психолога» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Темочки
Одна из форм работы педагога-психолога ДОО – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие ребенка. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Ведь часто мир взрослых так непонятен…
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о том, что получится у него в результате, он получает удовольствие от самого процесса. Вот почему занятия любым видом творчества так терапевтичны для детей.
Занятия кружка проводятся с детьми старших и подготовительных групп 1 раз в неделю во второй половине дня. Наполняемость кружка не более 6–8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Цель занятий:
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи:
– Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
– Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
– Способствовать расширению эмоционального опыта.
– Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
– Развивать воображение и фантазию.
– Развивать познавательные процессы.
– Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
– Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
– Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
Основные направления работы :
– Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.
– Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
– Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении.
– Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
– Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
– Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Перспективный план работы кружка «Я человек»
Месяц Тема Основные задачи Содержание деятельности Место проведения занятия Используемое оборудование
СЕНТЯБРЬ «Здравствуй, друг!» Познакомиться с детьми, установить доверительные отношения. Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй, друг!».
Изотерапия: рисуем «Приветик».
Упражнение для профилактики нарушений зрения.
Массаж ладоней карандашами.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры.
«Осенние превращения» Развивать воображение и фантазию. Ритуал приветствия.
Массаж ладоней «кристаллами».
Изотерапия: рисунки из отпечатков пальцев.
Итог занятия. Музыкальный зал «Кристаллы», листы бумаги, акварельные краски, блюдце с водой, фломастеры.
«Чудесные круги» Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика. Элементы из будущей школьной жизни.
Мандалатерапия: раскрашивание мандал.
Итог занятия. Музыкальный зал Готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релакации, магнитофон.
«Волшебная комната» Стабилизировать эмоционально-волевую сферу Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Недирективная игротерапия. Элементы из будущей школьной жизни.
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия. Музыкальный зал Ткань в форме круга («парашют», магнитофон, аудиозаписи для релаксации, мягкие игрушки-антистресс, воздушно-пузырьковая колонна, панно «Бесконечность», мячи.
ОКТЯБРЬ «Сказки-загадки» Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
Развивать воображение и фантазию. Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика.
Изотерапия: рисуем сказки-загадки. Элементы из будущей школьной жизни.
Массаж ладоней карандашами.
Итог занятия. Музыкальный зал Цветные карандаши, фломастеры, листочки бумаги.
«Кукла-защитник» Развить грубую и мелкую моторику рук; развить коммуникативные навыки; разить самосознание. Профилактика тревожности и страхов. Ритуал приветствия.
Куклотерапия: изготовление куклы из фольги. Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Фольга, медная проволока, ножницы, шпажки, аудиозаписи для релаксации, магнитофон.
«Кляксы» Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию. Ритуал приветствия.
Игра «Дотронься до…».
Изотерапия: рисуем кляксы.
Итог занятия. Музыкальный зал Листы бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры.
«Воспоминания о лете» Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство. Ритуал приветствия.
Просмотр слайд-шоу «Бабочки»
Песочная терапия: рисуем на песке.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Проектор, диск «Бабочки», стол для рисования песком, песок для рисования, цветной грунт.
НОЯБРЬ «Моё настроение» Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта. Ритуал приветствия.
Беседа о настроении.
Мандалатерапия: насыпная мандала.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Одноразовые тарелки, цветная соль, камушки, ракушки, бусины, крупы, семечки, желуди и др.
«Загадочная картина» Совершенствование памяти, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи Ритуал приветствия.
Изотерапия: раскраски по номерам.
Дыхательная гим Элементы из будущей школьной жизни.
настика.
Итог занятия. Цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам.
«Снежинки» Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: делаем по шаблону узор из пластилина на пластмассовых крышках.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Пластилин, шаблоны снежинок, фломастеры, пластмассовые крышки от сметаны.
«Новогодние игрушки» Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем. Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: делаем плоские елочные игрушки из пластилина и CD-дисков.
Итог занятия. Музыкальный зал Пластилин, CD-диски, плоские бусины, камушки и др.
ДЕКАБРЬ «Снегопад» Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем. Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Игротерапия: «Лепим снежинки».
Игра «Снегопад».
Элементы из будущей школьной жизни.
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия. Музыкальный зал
Ткань в форме круга («парашют», листы белой бумаги, игрушки антистресс, магнитофон, аудиозаписи музыки для релаксации.
«Море» Развить чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой. Ритуал приветствия.
Игра «Сороконожка»
Изотерапия: «Дорисуй картину» (коллективная дорисовка картины «Море»)
Итог занятия. Музыкальный зал Большой лист бумаги с нарисованными на нем незаконченными линиями, фигурами и др., цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
ЯНВАРЬ «Три желания золотой рыбке» Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. Ритуал приветствия.
Изотерапия: обрывная аппликация «Золотая рыбка».
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Шаблоны «Золотой рыбки», листы цветной бумаги, клей ПВА, фломастеры.
«Фантастическое существо» Формировать адекватную СО и уверенность в себе.
Способствовать осознанию своих чувств, переживаний. Ритуал приветствия.
Игра «Дотронься до…»
Игра-мозаика «Фантастическое существо»
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Д\и «Фантастическое существо»
«Нарисуем мы картину…» Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта. Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Изотерапия: рисуем картину флюоресцентными маркерами.
Итог занятия. Музыкальный зал Ткань в форме круга («парашют», LED-панель для рисования, флюоресцентные маркеры.
ФЕВРАЛЬ «Почему облака превращаются в тучи?» часть 1 Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. Ритуал приветствия.
Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.
Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
«Бал-маскарад» Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. Ритуал приветствия.
Маскатерапия: создание масок для бала-маскарада.
Итог занятия. Музыкальный зал Готовые шаблоны масок для лица с возможностью выбора, цветные карандаши, акварельные краски, материалы для украшения, клей, веревочки для масок.
«Моя семья» Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. Ритуал приветствия.
Беседа о семье.
Изотерапия: аппликация из геометрических фигур «Моя семья»
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы.
«Круг дружбы» Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта. Ритаул приветствия.
Мандалатерапия: создание коллективной мандалы с помощью пластилина и др. материалов.
Итог занятия: Музыкальный зал Большой лист с кругом, маленькие кружочки по количеству детей, пластилин, материалы для украшения, клей.
«Песочные картины» Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство. Ритуал приветствия.
Песочная терапия: рисование на песке с помощью трафаретов.
Упражнение на релаксацию.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Стол для рисования песком, песок для рисования, трафареты (листья и др., аудиозаписи для релаксации, магнитофон.
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ «Цветочный сад» Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. Ритуал приветствия.
Изотерапия: создаем коллаж на тему «Цветочный сад»
Упражнения для профилактики нарушений зрения.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Листы бумаги, клей, цветные карандаши, картинки для коллажа, ножницы.
«Почему облака превращаются в тучи?» часть 2 Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. Ритуал приветствия.
Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.
Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.
«Домик для совы» Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта. Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: создание домика для совы.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Коробочки для CD-дисков, CD-диски, пластилин, плоские материалы для украшения, картинки с изображением сов.
«Открытка в подарок» Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта. Ритуал приветствия.
Изотерапия: рисование мыльными пузырями.
Создание открытки-коллажа.
Элементы из будущей школьной жизни.
Итог занятия. Музыкальный зал Средство для мытья, вода, акварельные краски, кисточки, фломастеры, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля.
Используемая литература:
1. Шоакбарова С. И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. – М. : Академический Проспект, 2013
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб. : Речь, 2014
4. Алимова Ю. А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. – СПб. : Речь, 2012
5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М. : Генезис, 2013
6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
7. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М. : Генезис, 2013
8. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2013
9. Колосс Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М. : АРКТИ, 2010
10. Зеленская Н. А. Волшебный мир сенсорной комнаты (программа)
11. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. – СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006