Усманова
Система внутрисадовского контроля с целью улучшения качества образования в рамках реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Усманова Ф. Г. ,
Старший воспитатель МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка»
Зинченко О. Г. ,
Заместитель заведующего МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка»
Аннотация. В статье рассматривается система внутрисадовского контроля, целями которой являются:
*совершенствование деятельности дошкольного учреждения;
*повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников дошкольного учреждения;
*повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.
Публикация «Система внутрисадовского контроля с целью улучшения качества образования в рамках реализации ФГОС до» размещена в разделах
Ключевые слова: образовательный стандарт, внутрисадовский контроль, инструменты комплексной оценки, качество образования, Шкалы ECERS-R.
Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка.
В. И. Слободчиков
Наша основная образовательная программа ДОУ разработана на базе Примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Проблема оценивания качества образования, осуществляемого Организацией по Программе, представляет собой важную составную часть нашего ДО, направленную на его усовершенствование. Основным источником информации для анализа состояния деятельности ДОУ, получения достоверных результатов деятельности всех участников образовательного процесса является внутрисадовский контроль. В Целевых ориентирах Программы в рамках реализации ФГОС ДО авторы рассматривают систему оценки качества дошкольного образования, отражающую современные тенденции к улучшению качества педагогической и образовательной деятельности в ДОУ[5, с. 20]. Система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно, чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества. Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в ДОУ условия, но и сам педагогический процесс и его результаты[6, с. 23]. Наша образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Основным инструментом оценки качества образования в нашем ДОУ является самообследование, основанное на Положении о внутрисадовском контроле. Система контроля с периодичностью : постоянно, ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, один-два раза в год или по мере необходимости оформлена в форме циклограммы. (см. в Таблице 1) Для правильного распределения своих обязанностей в течение дня мы разработали циклограммы на неделю в помощь специалистам ДОУ на основе годового плана. Все разработанные схемы контроля ДОУ помогают мне, как старшему воспитателю, быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. Внутренняя система оценки качества образования является более сложной и многогранной системой, реализуемой для отслеживания динамики функционирования детского сада по всем ключевым направлениям деятельности, как: 1. качество образовательного процесса; 2. качество образовательных условий; 3. качество результатов дошкольного образования[2, с. 20].
Воспитателей мы знакомим с данными материалами, чтобы они имели представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке педагогического процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом. Внутренний контроль и оценка качества образования в ДОО необходимы для отслеживания динамики развития воспитанников и дальнейшего сопровождения непосредственно воспитательно-образовательной, методической, социально-психологической, хозяйственной, медицинской, организационной деятельности в виде оперативного, тематического, фронтального, итогового, персонального, сравнительного и других видов контроля в форме оценки администрацией, советом педагогов, советом ДОУ, профгруппой и родительским комитетом. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время [1, с. 28].
Система мониторинга и инструменты измерения достигнутых результатов в ДОО выбираются с учетом особой восприимчивости детей дошкольного возраста к показателям успешности. Согласно требованиям ФГОС система оценки качества ДО должна быть комплексной и включать следующие параметры: освоение дошкольниками ООП, умение использовать игровые подходы, корректно вести себя со сверстниками и взрослыми, контролировать эмоции в процессе общения, их воспитанность и социально-нормативные характеристики для успешной социализации [3, с. 34]. (см. в Таблице 2) Содержание процедуры оценки также учитывает достижения воспитанников и участие их в различного уровня конкурсах, удовлетворенность родителей качеством образования и результатами педагогической диагностики через беседы, опрос, анкетирование, наблюдения, изучение продуктивной деятельности, портфолио дошкольника и др. [5, с. 22].
Что же даёт система оценки? Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь. Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного[6, с. 25].
В заключении необходимо сказать, что ребенок не оценивается в сравнении с другими, только с самим собой. К результатам допускаются педагоги, работающие непосредственно с конкретным ребенком и его родители. Тем не менее, вопросы о результатах оценки качества дошкольного образования осуществляется через публичный доклад заведующего и размещение аналитических материалов на сайте дошкольной организации. Мы старались создать единую систему контроля всех направлений работы в нашем ДОУ и убеждены, что правильно организованный контроль повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу, увидеть положительный опыт и оценить качество образования в рамках реализации ФГОС ДО[6, с. 21].
В настоящее время одним из современных, а главное эффективных инструментов для комплексной оценки качества ДО могут послужить Шкалы ECERS. Шкалы ECERS-R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы о том, как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и как планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества. В основе процедуры оценивания лежит длительное наблюдение и занесение результатов этих наблюдений в оценочные листы. В состав ECERS-R входят 7 подшкал, которые имеют 43 показателя для наблюдений, оценивания и охватывают всю образовательную среду. Каждый показатель оценивается по индикаторам от 1 до 7 баллов. Мы сегодня на стадии самостоятельного изучения Шкалы ECERS-R и пробуем использовать лишь его элементы, а в перспективе планируем пройти курсы профессионального обучения и полностью использовать для комплексной оценки с целью улучшения качества образования, как инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок» [9, с. 116]. (см. в Таблице 3)
Список литературы
1. БелаяК. Ю. Контрольно - диагностическая функция [Текст] : руководство ДОУ / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2003.-64с.
2. ВолковаВ. А. Создание системы мониторинга как средства управления [Текст] /В. А. Волкова// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3.-с. 47.
3. МайданкинаН. Ю. «Войди в мир развлечений и забав» : методическое пособие [Текст] : /Н. Ю. Майданкина, А. Е. Заверуха,Т. В. Кузнецова,Л. Г. Лихачева и др. ; под ред. Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск: Издатель А. В. Качалин, 2013. – 132 с.
4. Педагогические технологии для повышения качества дошкольного образования «Современные подходы к реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования». [Текст]/ сб. Материалов XIII Международной конференции. – Ульяновск, ООО «Вектор-С», 2014 – 128 с.
5. Примерная программа «От рождения до школы» [Текст]/ Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С. Комарова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
6. СкоролуповаО. А. ,ФединаН. В. «Качество дошкольного образования : концептуальные подходы к определению и оценке»[Текст] :журнал «Дошкольное воспитание»-2012.-№2.-с. 27
7. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ//Российская газета. -2012.-31 декабря.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Письма и приказы Минобрнауки. - М. :ТЦ Сфера, 2014. -96с.
9. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R : переработанное издание /[Текст] Тельма Хармс, Ричарда М. Клиффорда, Дебби Крайер. – М. : Изд-во «Национальное образование», 2016. – 136 с.