Анна Банная
Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования
СЕМИНАР ПРАКТИКУМ
«Система работы педагога дополнительного образования
над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»
Девиз семинара: «Не обязательно быть лучше всех, достаточно быть лучше, чем неделю назад».
Притча от выдающегося педагога Шалвы Амонашвили
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
Публикация «Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
– Жду тебя! – ответил старик. – Ты ведь учитель и тебе доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Хочу дать мудрый совет, может быть, пригодиться тебе:
Если хочешь посадить человеку дерево, сажай плодовитое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской погладил крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки.
Суть притчи: обучая - обучаемся сами, находим способ сделать своих учащихся «крылатыми».
Воспитать крылатого ребенка может только крылатый педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится.
Это называется мастерством.
Как вы думаете если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то что получится (что должен делать педагог) : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Какова же предметная область приложения этих глаголов?
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Работа по самообразованию, это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию :
• Запрос родителей на качественный результат по завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к конкретному педагогу.
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Невозможно из года в год работать по одному и тому же календарному графику, т. к. работа должна быть интересной, творческой и доставлять удовольствие как детям так и педагогу.
Материальное стимулирование. Педагогическая категория, стимулирующие выплаты, награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.
1 стадия: "выживание" (первый год работы);
2 стадия: "адаптация" (2 – 5 лет работы);
3 стадия: "зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).
4 стадия: "спад" (в зависимости от индивидуальности педагога)
Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки, при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
Наивысший уровень самообразования присуще таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
К какому уровню соотнести себя, зависит только от Вас.
И сегодня я предлагаю повторить и закрепить тему САМООбразование в игре. Для этого я Вас условно разделю на две команды. За правильный ответ команда будет получать денежку.
1 задание: Называется «Карусель» - эта игра поможет справиться с затруднениями в таких разделах плана самообразования как :
- выбор темы, цели, задач и форм самообразования;
- разработке этапов самообразования и составления примерного плана работы над темой;
- составление личного плана самообразования педагога;
-определения срока работы над темой;
- выбором формы самообразования педагога;
- выбором видов деятельности, составляющих процесс самообразования;
- определить результат материалов по самообразованию;
- определением формы представления результатов самообразования.
Условия задания: Каждая команда записывает 3 проблемы, с которой они столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения. Теперь поменяйтесь своими проблемами с другой командой. И теперь каждая команда по очереди анализирует проблемы другой команды и предлагает варианты решения проблемы.
2 задание: «Стало известно, что Вас посылают на неслыханно сложное задание, связанное с профессиональной деятельностью. Что за задание её цель и куда Вас посылают – неизвестно. В дорогу вам предлагается выбрать пять помощников из числа следующих лиц» :
• Учитель сельской местности, 37 лет
• Домохозяйка с 2 детьми, 24 года
• Нейрохирург, 40 лет
• Африканский студент, 19 лет
• Дама, хозяйка салона, 62 года
• Девушка, 18 лет
• Инженер, 31 год
• Депутат парламента, 53 года
• Пастух овец, 45 лет
• Стюардесса, 27 лет
• Безработный,32 года
Обсудите свой выбор в командах, аргументируйте свой выбор. И ответьте на вопрос - Что явилось критерием выбора помощников?
Можно сделать вывод о том, что двигаться вперед без осознания цели невозможно (ведь вас отправили на задание не сказав цель) : а в путешествии, в профессиональной сфере необходимо знать цель. В данном контексте мы говорим о теме самообразование если не знаем цели то мы и не сможем двигаться в правильном направление. Поэтому начинать работу по самообразованию нужно с выбора направления и цели.
(и в продолжение темы - Предлагаю Вам вспомнить сказку «Колобок»).
– «Испекла бабка колобок и положила его на окошко студиться. Колобок спрыгнул и покатился…» А куда же он покатился и зачем? (Ответы)
– Была ли у Колобка цель в его путешествии? ( возможные варианты ответов: погулять, найти друзей, посмотреть мир, спастись от бабки с дедом – они его съесть хотели, стать личностью и т. д.)
– То есть конкретной цели он перед собой не ставил. И ведь его съела лиса. Давайте пофантазируем и попробуем исправить печальный конец сказки. Выберите для Колобка цель и придумайте новый финал – позитивный – для нашего Колобка.
Вывод:
Так и в жизни – если нет цели, непредсказуем финал. А если цель перед нами четкая есть – то и на финише будет достойный результат.
3 задание: Я предлагаю из каждой команды выбрать участника, мы назавем их продавцами. Я буду покупателем. В ходе игры участники – продавцы должны продать мне свою тему по самообразованию, выявить то положительное, что есть в его теме и что выгодно отличает его от других.
Вы потенциальные продавцы образовательных услуг ЦРТДиЮ. Вы, пришли ко мне с целью продать свои темы по самообразованию. У меня есть еще три предложения от других Центров д/о. Ваша задача убедить меня купить именно вашу тему.
4 задание: «Вопрос – ответ»
1. Когда вы работаете над темой самообразования определяете цели и задачи. Как называется этот этап (Прогностический)
2. Ожегов дает такое определение: Приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. О чем он говорил? (самообразование)
3. (от лат. Это слово означает «двигать») — побуждение к действию; (Мотива ция)
4. Направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное
5. получение знаний и (или) опыта. (Са мообуче ние).
6. Как называется функция которая помогает определить себя в образовательном пространстве, своего места в обществе (ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ) функции С по М. Князевой.
5 задание: ШИФРОВКА «Аббревиатуры, связанные с образованием»
1. УУД - Универсальные учебные действия
2. Что такое УМК? - Учебно-методический комплекс
Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"
3. Что такое ООП? - Основная образовательная программа
4. КСО - коллективная система обучения
5. РиКО - речь и культура общения.
6. КТД - Коллективные Творческие Дела.
Мудро сказал когда-то Сократ: “Заговори, чтобы я тебя увидел”.
(Методист походит к педагогам и задает вопросы)
Я сейчас буду вам задавать вопросы, постарайтесь ответить на них.
1. Вспомните, когда вы решили стать педагогом дополнительного образования?
2. Чего вы надеетесь достичь?
3. Чему вы научились?
4. Сейчас изменилась самооценка вашего выбора?
5. Если бы можно было начать сначала, что бы вы изменили в своей карьере?
АНКЕТА:
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
Утверждение
1. Я стремлюсь изучить себя
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами
3. Препятствия стимулируют мою активность
4. Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время
6. Я анализирую свои чувства и опыт
7. Я много читаю
8. Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам
9. Я верю в свои возможности
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты
13. Я получаю удовольствие от освоения нового
14. Возрастающая ответственность не пугает меня
15. Я положительно отнесся бы к продвижению по службе
Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов - Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36-54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
15-35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
И В ЗАКЛЮЧЕНИИ, РАЗ УЖ МЫ НАЧАЛИ С МУДРОСТИ, ТО ПОЖАЛУЙ ЕЮ И ЗАКОНЧИМ
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ, И Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВАШИ РУКИ НИКОГДА НЕ ОПУСКАЛИСЬ. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ.
(ФИЛЬМ)