Наталья Кнурова
Система работы модели наставничества «Азбука педагогического роста»
▼ Скачать + Заказать документы
НВ -Добрый день, уважаемые коллеги.
ТО-Здравствуйте!
НВ-Представляем вашему вниманию наш педагогический дуэт.
Я, Кнурова Наталья Викторовна, воспитатель Кантемировского детского сада №1,стаж моей педагогической деятельности 24 года, в должности воспитатель нахожусь 8 лет. Образование высшее, закончила Воронежский государственный педуниверситет. Имею 1 квалификационную категорию. Моё педагогическое кредо- Сердце отдаю детям! Являюсь наставником молодого специалиста – Неменущей Татьяны Олеговны.
ТО- Разрешите представиться я Неменущая Татьяна Олеговна.
Публикация «Система работы модели наставничества „Азбука педагогического роста“» размещена в разделах
Свой трудовой педагогический путь начала совсем недавно. Ещё с детства мечтала стать воспитателем. Время шло, я взрослела: моя детская мечта была всегда со мной. В 2021 году я окончила Павловский Губернский Педагогический колледж.
Получив КРАСНЫЙ диплом воспитателя, меня приняли на работу в родном нашем крае, мне повезло, что я буду трудиться в ведущих образовательных учреждениях района.
Для молодого специалиста очень важно начало трудового пути. Важен коллектив и царящая в нем атмосфера, важна поддержка и опыт работающих там профессионалов.
Мы поделимся опытом работы модели наставничества «Азбука педагогического роста» в МКДОУ Кантемировском детском саду №1.
Н. В. Хочу начать с аналитики. Коллектив нашего сада относительно молодой. Практически каждые три года сменяются поколения педагогов. Речь идет о воспитателях детского сада. Появляются регулярно молодые педагоги, пришедшие к нам из педагогических учебных заведений, либо из школы. И вот «новичку» необходимо освоить специфику профессии. Как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Так уж заведено в нашем саду, что на помощь молодому специалисту приходят более опытные педагоги.
В этих условиях очень важна грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками детского сада не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями и специалистами детского сада. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Для того, чтобы запустить работу наставничества необходим старт.
Это нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников. И при появлении молодого педагога в коллективе издаётся приказ о закреплении за ним наставника.
Цели модели наставничества «Азбука педагогического роста» : оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, формирование кадрового ядра МКДОУ Кантемировского детского сада №1.
ТО Система наставничества основана на сотрудничестве молодого педагога и наставника (опытного педагога). Молодой специалист под руководством наставника ведёт свою педагогическую деятельность в трех направлениях: работа с коллегами, работа с детьми, работа с родителями.
НВБлок «Молодой специалист – дети» отражает взаимодействие педагога и детей. Включает в себя мероприятия, направленные на работу с воспитанниками. Помощь при выборе форм и методов работы с воспитанниками, знакомство с техникой безопасности при организации разных видов детской деятельности, теоретическую и практическую помощь в организации режима дня детей. Практическую и консультационную помощь в подготовке к образовательной деятельности и др.
Блок «Молодой специалист – родители» направлен наформирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у родителей.
ТО На самом деле очень сложно найти подход к родителям молодому педагогу. Очень много рисков быть не понятым. Коллектив педагогов приходит на помощь. Знакомят с формами работы, принципами и этикетом бесконфликтного общения с родителями, оказывают консультационную и практическую помощь, проводят совместные мероприятия с родителями и т. д.
НВБлок «Молодой специалист – коллега» включает в себя взаимодействие с педагогическим коллективом детского сада: заведующая детским садом, воспитатели детского сада, старший воспитатель, педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. Становление молодого педагога происходит в сплоченном коллективе детского сада. Наставник работает как основной куратор молодого специалиста, а вспомогательную функцию оказывают специалисты в области методической подготовки, педагогического роста, приобретении профессиональных компетенций.
ТОСамое главное, что молодому педагогу в любом случае необходимо работать самому наравне с более опытными педагогами несмотря ни на его уровень подготовки либо отсутствие опыта, объём работы одинаков для всех, возможно в первый же день молодому педагогу придется решать сложные педагогические ситуации и т. д.
НВЗдесь очень важно наставнику расположить молодого педагога к себе, чтобы он не стеснялся, не боялся и не растерялся, а попросил помощи у своего старшего товарища или старшего воспитателя. Для этого мы проводим работу с наставниками. Это круглые столы, брифинги, беседы, тренинги с профессиональной поддержкой педагога-психолога детского сада.
Работа с молодыми специалистами продолжается постоянно. Используем такую форму работы, как открытые просмотры, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также досуговой деятельности в группе. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма работы, как коучинг, которую использую в виде взаимопосещений опытными педагогами НОД начинающих воспитателей. Главная составляющая коучинга – обучение, что дает неоспоримые преимущества в работе с педагогами. В коучинге – педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Наиболее продуктивной формой для молодого педагога являются обучающие семинары, где основное внимание уделяется повышению теоретической подготовки. Обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме : «Использование мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников», «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе развития детей дошкольного возраста», «Совершенствование воспитательно – образовательного процесса – повышение уровня профессионально значимых личностных качеств педагога», «Развитие педагогического мастерства воспитателя», «Инновационные технологии, применяемые в ДОУ», нетрадиционные игры, занятия для воспитателей.
Педагогический вопрос – это форма работы, которую проводим в конце методических мероприятий (педагогических советов, открытых показов, мастер – классов, семинаров). Вопросы и ответы представляют собой сбор и анализ педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Как правило, молодым педагогам мы заранее предлагаем составить список вопросов, требующих ответов и разъяснений. Значимость этой формы работы зависит от того, насколько актуальными и существенными будут заданные вопросы и насколько правдивыми, и откровенными будут полученные ответы. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение.
Одна из форм работы с молодыми педагогами - мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов. Опытные педагоги, не только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких методов и приёмов были достигнуты полученные результаты. Например, провели мастер – класс «Как я играю в экономику», «Формы работы с родителями» с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.
Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы педагогического мастерства среди молодых педагогов «Ступени мастерства», где в подготовке помогают наставники, выбирают образовательную область, тему НОД, вместе разрабатывают технологическую карту. Такая форма работы позволяет молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов. Результат проведения НОД зависит от степени взаимодействия педагога и наставника.
Также стараюсь привлечь молодого специалиста к участию с докладами на различных методических мероприятиях, что позволяет глубже изучить проблему и повышать уверенность в себе.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.
Поэтому наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
- 1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет точки роста.
- 2й этап – основной (проектировочный). (Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- 3й этап - контрольно - оценочный. Наставник проверяет уровень компетентности молодого педагога, определяет степень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными воспитателями, позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Диагностика проводится в несколько этапов: в начале и конце адаптационного периода (который в общей сложности длится 3 года). Также существует промежуточная диагностика, которая охватывает период равный одному учебному году.
Диагностика включает в себя следующий инструментарий:
Анкета № 1 «Анкета молодого специалиста». Включает в себя открытые вопросы, касающиеся самооценки молодым специалистом своих планов, целей, связанных с профессиональной деятельностью, а также взаимоотношений с коллективом и анализу трудностей, возникающих в работе.
Анкета для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов
(С. В. Данилов, Л. П. Шустова, Н. И. Кузнецова). Данная анкета предназначена для экспресс-диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов 1-го года работы.
3. Анкета № 3 Выявления способностей педагогов к развитию. Эта анкета позволяет оценить способности молодого специалиста к саморазвитию.
Обратите внимание, что к концу года показатели улучшаются. Это говорит о том, что затруднения, связанные с различными аспектами профессиональной деятельности, молодой специалист успешно преодолевает. В любом случае наблюдается положительная динамика к этому.
Обратите внимание, что наибольшие затруднения вызывает сфера, связанная с внутренним состоянием и самооценкой специалиста.
Наша система наставничества имеет положительный опыт. Молодые педагоги успешно принимают участие в мероприятиях различного уровня, в том числе совместно с воспитанниками, занимают призовые места, становятся лауреатами, победителями, проходят курсовую подготовку, участвуют в методической работе детского сада, в конференциях, семинарах, вебинарах и т. д. различного уровня, распространяют свой педагогический опыт, принимают участие в конкурсах профмастерства. Повышают профессиональную компетенцию и категорию.
Молодого специалиста не следует воспринимать как чистый лист бумаги, на котором можно только писать новый текст. Каждый человек является носителем определенного опыта и знаний, которые могут оказаться полезны для процесса обучения в целом и для наставника в частности. Их нужно уметь вовремя разглядеть и правильно использовать.
ТОМой наставник сам активно участвует в разных конкурсах и меня активно направляет на участие в них. Это конкурсы образовательной организации, региональные и межрегиональные, муниципальные и межмуниципальные.
Развитие профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, за все мои победы я благодарна своему наставнику Наталье Викторовне.
НВ Своё выступление закончу словами советского педагога – писателя Антона Семё новича Макаренко: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом…»