Марина Лапина
Система работы ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время на уровне государства уделяется большое внимание финансовой культуре граждан Российской Федерации, в том числе формированию предпосылок финансовой грамотности детей. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028, ознакомление детей с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности выделяется в качестве одной из основных задач в области социально-коммуникативного развития.
Публикация «Система работы ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Финансовая грамотность подразумевает способность эффективно распоряжаться и управлять своими денежными средствами, рационально их тратить, контролировать и накапливать, а также хорошо ориентироваться в мире товарно-денежных отношений и банковских услуг, отличать стоящие предложения от мошеннических и т. д. В условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому экономическое воспитание необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Это подтверждают исследования Т. В. Дробышевой, О. В. Дыбиной, Е. А. Курак, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой.
В МБДОУ «Детский сад № 52» в течение последних трех лет выстроена модель формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя пять компонентов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в области экономического воспитания;
- непосредственное взаимодействие с детьми;
- инновационная деятельность ДОО по поиску и совершенствованию форм, методов и средств экономического воспитания;
- совершенствование образовательной среды, способствующей проявлению познавательной инициативы детей к экономической стороне жизни общества;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) вопросах экономического воспитания.
Одним из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе и по формированию предпосылок финансовой грамотности, является развитие профессиональной компетентности воспитателя. Оно организуется посредством методического сопровождения.
Кроме того, повышению кадрового потенциала способствует участие учреждения в обмене опытом в рамках пятистороннего соглашения о сотрудничестве в области формирования предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста с МБДОУ «Детский сад № 343» Приокского района г. Нижнего Новгорода, МБДОУ «Детский сад № 27» г. Балахны, МБДОУ «Детский сад №28» г. Арзамас.
Сформированные компетенции педагоги применяют в процессе взаимодействия с воспитанниками. Формирование предпосылок финансовой грамотности осуществляется в форме :
- игровой деятельности (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая и др.);
- общении со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно- деловое);
- познавательно-исследовательской деятельности.
Используются наглядные методы обучения: наблюдения; рассматривание иллюстраций, картин; экскурсии, целевые прогулки; разыгрывание педагогом ситуаций; просмотр мультфильмов; просмотр презентаций. Словесные методы: чтение художественной литературы; беседы; обсуждение; рассказывание; ситуативный разговор; речевая ситуация; встречи-беседы с людьми разных профессий (в том числе онлайн). Практические методы: сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; театрализованные игры; игра-драматизация; режиссёрская игра; игры с правилами социального содержания; участие в проектах; проблемные ситуации; коллекционирование; создание макетов; изготовление предметов для игр; мастерская по ремонту.
Одним из показателей успешности экономического воспитания является проявление детьми познавательной инициативы к экономической стороне жизни общества. Этому способствует обогащение развивающей предметно-пространственной среды и привлечение детей к ее наполнению. Элементами образовательно среды выступают: тематические альбомы («Разные банки», «Реклама», «Предприятия нашего города», «Портреты русских меценатов»); коллекции («Деньги России», «Деньги разных стран», «Материалы», «Упаковка»); дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты); дидактические игры с экономическим содержанием; рекламные образцы; детские рисунки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр экономической направленности (ширмы, банкомат, касса, прилавок, художественная литература, анимационные и видеофильмы, интерактивные игры, макеты и т. д.
Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста невозможно без участия семьи. А. Д. Шатова отмечает: «Безусловно, семья в решении задач экономического воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты. Достаток и его отсутствие. От того, какое настроение в семье у родителей (оптимистичное, вера в то, что всё можно решить, умение объяснить, внушить ребёнку, что есть трудности, но они временные, зависит эмоциональное состояние и маленького члена семьи».
Для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие с семьями воспитанников по экономическому воспитанию, педагоги используют различные формы работы. Традиционно воспитатели готовят консультации, презентации, наглядно-информационные материалы, открытые занятия, совместные мероприятия. Однако наибольший интерес у родителей (законных представителей) вызывают активные формы взаимодействия со своим ребенком.
Большой отклик у семей воспитанников находят различные продуктивные формы деятельности – создание рисунков, коллажей, поделок, домашних энциклопедий, коллекционных альбомов, лэпбуков, настольных игр, книжек-малышек, макетов, схем, презентаций, фотоальбомов и т. д. Темы могут быть различными – «Труд людей в поле», «Труд людей на фабрике», «Что из чего?», «Реклама товара», «Ведение домашнего хозяйства», «Места торговли», «Как работают банки?», «Ярмарка» и т. д.
Одной из перспективных форм взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих решению задач экономического воспитания, является маршрут выходного дня. Маршрут выходного дня – разновидность экскурсии, особая форма взаимодействия детей и взрослых, позволяющая изучать конкретные объекты или явления окружающего мира. Основу маршрута выходного дня составляет заранее определенная траектория движения или набор заданий, необходимых для выполнения. Задания определяются педагогом и вносятся в маршрутный лист. В качестве маршрутов выходного дня можно выбрать посещение продуктового или хозяйственного магазинов, фермерского рынка, торгового центра, аптеки, отделения почты, банка и т. д.
Также родители (законные представители) могут отправиться на экскурсию с детьми по своему усмотрению и применить любые формы фиксации своих наблюдений. Взрослые с детьми могут посетить свое рабочее место, отправиться на мастер-классы, которые всё чаще организуют предприятия (кондитерская фабрика, фабрика новогодних игрушек, пиццерии, хлебзавод, сдать вторсырье в пункты переработки.
Помимо экскурсий, для детей и их родителей (законных представителей) можно подготовить мультимедийные игры экономического содержания. Данные игры можно конструировать с помощью сервера LearningApps. Доступ к мультимедийным играм может осуществляться с домашнего компьютера. На платформе LearningApps можно создавать различные типы заданий.
Картинки для игр педагог может подобрать самостоятельно или воспользоваться иллюстрациями из коллекции, существующей на платформе. Как правило, дети с удовольствием играют в компьютерные игры.
Опрос родителей воспитанников старшего дошкольного возраста показал, что все дети смотрят телевизионные программы, около 60 % - подписаны на каналы в сети Интернет и регулярно просматривают блоги, которые ведут дети, в том числе и их сверстники. Таким образом, на развитие современных детей огромное влияние оказывает медиасреда. В связи с этим, представляются большие возможности использования телевидения для развития ребенка, в том числе и для развития предпосылок финансовой грамотности. Детская тележурналистика выгодно отличается от традиционных форм образовательно-воспитательного процесса атмосферой самодеятельности и творчества, наглядностью результатов выполняемой деятельности, возможностью реализовать творческие потребности, общей увлеченностью и доброжелательностью и т. д.
Задача родителей – помочь записать видеосюжет. Семья самостоятельно выбирает тему сюжета, связанную с экономическими реалиями – рациональное ведение хозяйства, производство товаров и услуг, реклама, банковские продукты и т. д. В качестве примеров продуктов домашних киностудий можно привести сюжеты «Секреты производства пластиковых окон», «Делаем пиццу сами», «Как безопасно снять деньги с банковской карты», «Советы по ведению домашнего хозяйства». Побывав на производстве, дети расширяют представления о том, что для любого продукта требуется сырье, чем большей обработке подвергается сырье, тем дороже его стоимость, приобретают знания о профессиях и трудовых функциях. Произведя дома продукт питания (пиццу, котлеты, пельмени, старшие дошкольники делают вывод о том, что производить конечный продукт самому гораздо дешевле, чем купить полуфабрикат. Готовя сюжет, как сэкономить семейный бюджет, дети обращают внимание, что можно собирать дары леса – грибы и ягоды, за которые не нужно платить. Сюжеты о финансовой безопасности способствуют закреплению знаний о том, что нельзя никому сообщать данные своих карт и счетов, что деньги лучше хранить в банке.
Результаты педагогической диагностики сформированности предпосылок финансовой грамотности в районе 87 % у воспитанников групп старшего возраста свидетельствуют об эффективности пятикомпонентной модели экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработанной коллективом МБДОУ «Детский сад № 52».
Источники:
1. Зиновенко О. А., Егорова Ж. С. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017 С. 106-109. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11636/, свободный.
2. Примерная парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» – М., 2018;
3. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Методическое пособие. – М. : Вентана-граф, 2018. – 174 с.