Любовь Коростелева
Система работы с одаренными детьми в ДОУ
▼ Скачать
На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности.
В современных условиях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.
Публикация «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Тенденция 1 театрализованные игры применяются главным об разом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов использовать большое количество индивидуальных и коллективных репетиций. И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Тенденция 2 в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является отсутствие интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием я и попыталась разрешить в своем педагогическом опыте. В основу которого положена программа «Детство», в которой театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
- как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
- как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом
опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир».
Реализация опыта доказывает его целесообразность
Наш театральный кружок «Сказка» целью, которого является развитие речевых и творческих способностей детей через театральную деятельность, ревизуется через театральные игры. Использую две основные группы: драматизация и режиссерские игры
Одна из основных задач Программы театрального кружка «Сказка»- выявление и поддержка детей с признаками одаренности.
Система работы с одаренными:
Разработка Модели ребенка с «признаками одаренности»;
создание банка данных;
использование анкет «Карта одаренности», диагностика «Личной креативности Е. Е. Туник, анкета для родителей «Одаренный ребенок»
Название методик, используемые мною при выявлении детей с признаками одаренности:
Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса
Тест Д. Векслера
Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников)
Прогрессивные матрицы Дж. Равена
Тест «Дорисовывание» О. М. Дьяченко
Тест «Назови картинку»
Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорд Дж. и Торренс П. в модификации Туник Е.)
Тест творческого мышления П. Торренса (краткая форма)
Тест креативности Ф. Вильямса
Методика «Социометрия»
Методика «Цветовая социометрия»
Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс
Шкала психомоторного развития А. Гезелла
Шкала оценки моторики (Озерецкий Н. И.)
Методика «Мотоскопия» Н. И. Озерецкого
Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка
Диагностика нарушений моторного развития (по Архиповой Е. Ф.)
Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Гуткина Н. И.)
Методика изучения мотивации (по Белопольской Н. Л.)
индивидуальные образовательные маршруты;
достижения одаренных воспитанников,
профили одаренности – графики; тематическое планирование по выявлению признаков одаренности;
Тематическое планирование по развитию
творческих способностей воспитанников.
1. Свободное рисование “Нарисуй свою картину”, “Я”. Коммуникативные игры.
2. “Рисование по мокрому листу”. Оригами “Золотая рыбка”.
3. Рисование при помощи осенних листьев. Упражнения на релаксацию.
4. Праздник Осени. Игры, драматизации, выполнение заданий по образцу.
5. Изотерапия. Элементы тренинга на групповую сплоченность.
6. Развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения. Пластилиновая композиция.
7. Театр игрушек. Сказка “Зимовье зверей”. Проигрывание сюжета
8. Рисование красками “Кляксография”. Снятие психо-эмоционального напряжения.
9. “Волшебные нити”. Работа по развитию воображения
10. Подготовка к новогоднему утреннику, релаксационные упражнения
11. Каракули. Работа над творческим воображением.
12. Песочная терапия. Развития творческого мышления.
13. Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”. Развитие воображения.
14. Коммуникативные игры. Упражнения на развитие навыков общения.
15. Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям.
16. Работа со страхами. Снятие психо-эмоционального напряжения.
17. Игры, инсценировки. Драматизации, элементы пальчиковой терапии.
18. Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону).
19. Театр игрушек и театр актеров “Заячья капуста”. Коррекция эмоциональной сферы ребенка
20. Рисование карандашами. Работа с эмоциями. “Самое смешное и самое грустное”.
21. Упражнения на развитие воображения. Работа с образами героев спектаклей.
22. Сюжетное рисование “Моя история”. Сказочная мозаика “Картинка из книжки”. Работа в парах по созданию картинок.
23. Кукольный театр “Сказка про Пых” (коррекция страхов).
24. Аппликация, флористика “Цветущий сад”. Элементы тренинга на релаксацию.
На кружковых занятиях и занятиях по образовательной программе использую проектные технологии. "Проект "В нашем театре", Проект "Согреем памятью сердца" https://fond21veka.ru/publication/12/22/11549/ · 2 Кб · 19.09.2018
Совместно с детьми создан рисованный мультфильм «Сказка про злого тролля» и мультфильм «Колобок» в программе Киностудия Windows Live сценарий, анимация – Коростелева Л. Д; озвучивание – воспитанники старшей группы.