Вера Боярских
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогический мониторинг.
Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.»
Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?
Интерпретации текста ФГОС дошкольного образования управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду : запретить нельзя проводить!»
Публикация «Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Однако если посмотрим на слайд, то четко видим, что ФГОС дошкольного образования: с одной стороны нам говорит о возможности проведения мониторинга.
А именно
• для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4);
• что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
4 сл А с другой стороны мы так же видим формулировки, которые ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.
• «Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностики (мониторинга,
• Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
• Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга
Таким образом, текст стандарта вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду : часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?
5 сл А для понимания давайте обратимся к ФГОС дошкольного образования и Закону об образование.
ФГОС дошкольного образования: говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,
• «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей»,
• «…возрастных возможностей и индивидуальных различий
• «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…
Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС дошкольного образования станет просто невозможно!
6 сл. Так же о мониторинге говорит и Закон «Об образовании в РФ»
• В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47, 89, 97]
• в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, [7, c.9].
• Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п. 1.11; c. 8 п. 1.13 и др. ].
• Из текста Закона следует, что мониторинг могут осуществлять и непосредственно образовательные организации, [7, c. 28 п. 3.13].
Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ!
7 сл На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод:
МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!
8 сл Теперь давайте сравним два понятия. Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия?
Педагогическая диагностика - Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении
9 сл Педагогический мониторинг
• направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,
• на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,
• на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО).
Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,
предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.
Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.
10 сл Один из этапов мониторинга – это педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика
Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.
Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
Педагогический мониторинг включает в себя
оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре,
оценка индивидуального развития детей (проводят педагоги)
состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/,
развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)
11 сл Мониторинг осуществляется
в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.
Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (января) и конце учебного года (май).
12сл Организация проведения оценки индивидуального развития Предлагаемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы».
В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Александра Владимировича Запорожца, Ольги Михайловны Дьяченко, Николая Евгеньевича Вераксы, Даниила Борисовича Эльконина;
13 сл Структура педагогической диагностики соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики. Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Прошу обратить внимание на раздаточный материал (приложение 1, 2) В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.
При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:
- красный показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
- Зеленый показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
- Синий показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Таблица приложения 2 является сводной по всем 5 направлениям развития.
1. 14 сл Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в ДОУ воспитателями и специалистами. 2-3 раза в год на основание положения о внутреннем мониторинге.
2. 15 сл Давайте сейчас обратимся вновь к раздаточному материалу, таблица 3 Результаты оценки индивидуального развития ребенка коллегиально под руководством методиста вносятся в единую форму которая сейчас перед вами, где показателями являются целевые ориентиры ребенка трех лет. В середине учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на учебный год.
Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПК ДОУ и фиксируются коллегиально.
16 сл. По результатам педагогической, психологической, диагностики, а так же наблюдения родителей составляются «графики индивидуального профиля эффективности педагогического воздействия». Данный график у вас представлен приложением 4. В последствии на данном графики в ежедневном режиме отмечаются текущие изменения педагогами и специалистами ДОУ
17 сл Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательно-образовательного процесса, условий реализации образовательной программы.
18 сл Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: администрация ДОУ, для последующих управленческих решений
Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:
педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
Родители (законные представители) воспитанников,
19 сл Отметим, что закон об образовании говорит нам, что родители могут участвовать в проведение мониторинга. Свою оценку развития детей они фиксируют в графике (приложение 4)
20 сл. Хочется так же поделится положительным опытом итогового мониторинга, который проходит в по методу проектной деятельности.
21 сл Психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» – это некая интерактивная форма взаимодействия, позволяющая: вовлечь в педагогический мониторинг и объединить всех участников образовательного процесса, в. ч и родителей.
Отличительная особенность данной формы работы – ее целостность, тематическая направленность. Проведение данного проекта требует тщательной подготовки, планирования мероприятий, но при этом позволяет получить большой отклик со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса, массы положительных эмоций и качественный, всесторонний результат мониторинга.
22 сл Основные принципы организации проекта «Разноцветная неделька»
• неделя должна быть целостной и законченной, подчиняться единой идее.
• каждый последующий день должен быть связан с предыдущим.
• мероприятия каждого дня должны делать этот день неповторимым и запоминающимся.
• использование всех видов деятельнсти: диагностики, просвещения, коррекционно-развивающей и профилактической работы.
• Проект проводится со всеми участниками образовательного процесса группы одновременно (участвуют все дети, воспитатели, специалисты и родители)
• мероприятия недели должны стать частью воспитательно-образовательного процесса.
23 сл Тема дней недели может быть абсолютно любой, но единой цветовой гаммы. Главное, чтобы она была интересная и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Неделя проекта – это реальная возможность дать качественную оценку развития детей со стороны родителей, педагогов и специалистов всего учреждения в целом.
24 сл. Как проходит данный проект в нашем ДОУ я предлагаю вам посмотреть в небольшом сюжете.
25 сл. Спасибо за внимание
Готова ответить на ваши вопросы.