Анна Деревяшкина
Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 г. Нерчинска
Тема: «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Разработала: воспитатель Деревяшкина Анна Николаевна
Цель: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Задачи:
Публикация «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
-повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов по освоению новой технологии;
-распространение педагогического опыта;
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Оборудование: бумага формата А4 на каждого участника, шариковые ручки на каждого участника, памятки на каждого участника.
Ход мастер класса.
I.Подготовительно-организованная часть.
Мастер: Я приглашаю в круг всех педагогов.
(Педагоги выстраиваются в круг)
-Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер! (повторяют 2-3 раза)
II. Основная часть.
Мастер: Как сказал Владимир Александрович Сухомлинский «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Советы
воспитателю по работе над проектом
-Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
-Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
-Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
-Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
-При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
-Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
-Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
-В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
-Развивать творческое воображение и фантазию детей.
-Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
-Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
-Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всем участникам.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Работа разделяется на несколько этапов:
-постановка задач: цель и замысел проекта, название темы;
-планирование: отбор средств и направление работы для получения цели;
-практическая часть: реализация проекта;
-подведение итогов: анализ и презентация полученного продукта, постановка новой цели (проектов).
Главная роль в обучении принадлежит педагогу, который мотивирует детей на создание творческого проекта. В процессе работы открываются не только индивидуальные особенности детей, но и повышается коллективная сплочённость, что особенно важно в дошкольном возрасте.
По продолжительности они бывают:
-краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели,
-средней продолжительности,
-долгосрочные (например, «Творчество А. С. Пушкина» - на учебный год).
В настоящее время проекты классифицируются :
- по составу участников;
- по целевой установке;
-по тематике;
-по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов :
-исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
-ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
-творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
III. Практическая часть.
Мастер: Сегодня я вам предлагаю самим попробовать составить проект. Вы должны выбрать тему, почему вы ее выбрали (актуальность, цель, задачи, и какой «продукт» вы от этого проекта ждете т. е. ожидаемый результат.
(Педагогам выдаются памятки. Приложение №1.)
IV. Заключительная часть. Рефлексия.
Мастер: Уважаемые педагоги, сейчас я хочу вам предложить, взять стикеры и приклеить их по вашему настроению, полученного от мастер-класса либо на солнышко, либо на тучку.
Список используемой литературы:
1. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : Аркти, 2003 - 96 стр.
2. И. А. Урмина, Т. А. Данилина. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М. : Линка-Пресс, 2009 - 320 стр.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.