Татьяна Кирьянова
Система игр и упражнений по обучению детей чтению
В условиях малокомплектного детского сада сложно уделить большее внимание старшим дошкольникам при подготовке к обучению грамоте. Воспитателю ведь приходится работать с 3-4 возрастными подгруппами детей, да и развивающая среда должна соответствовать всем возрастам одновременно. Я в своей работе сделала упор на личностное развитие каждого ребенка, которое невозможно без предоставления детям возможности много и полноценно заниматься ведущей деятельностью этого возраста – игрой.
Публикация «Система игр и упражнений по обучению детей чтению» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2012
Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят дидактические настольные игры. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой непосредственной образовательной деятельности, а также и самостоятельной деятельности детей.
Ниже предлагаются игры, которые могут использовать в своей работе воспитатели и логопеды с детьми старшего возраста. Игры закрепят знания детей о буквах, помогут в овладении чтением, расширят словарный запас, помогут развитию сосредоточенности, внимания и усидчивости.
Домино «Слово за словом».
Цель: Формировать у детей положительное отношение к процессу чтения.
Оборудование: Карточки из картона (5-6х3см, на каждой написано слово из трех букв (гласная выделена красным цветом).
Ход игры: В игре могут принимать участие 2-4 (можно и до 6) ребенка. Дети получают 3-4 карточки и раскладывают их перед собой на столе надписями вверх. Первый игрок читает слово на одной из своих карточек, например ДОМ, и кладет ее на середину стола. Следующий игрок должен найти на своих карточках слово, у которого первая буква М или последняя буква Д, например МАК. Ребенок читает слово и прикладывает свою карточку к карточке первого игрока, так, чтобы две одинаковые буквы были рядом. Игру продолжает следующий игрок.
Когда у некоторых игроков не останется ни одной карточки, чтобы продолжить линию домино, игра временно прекращается. Выложенные карточки убираются. Дети, у которых остались карточки, продолжают играть. Начинает ребенок, имеющий большее количество карточек. Игра заканчивается, когда выложена последняя карточка. Обязательное правило игры: сначала прочитать слово, а затем положить карточку. Для усложнения игры можно использовать карточки со словами из 4-х и 5-ти букв.
«Мемори» (вариант «Парочки»).
Цель: Совершенствовать умение выделять первый звук в словах. Развивать зрительную память и внимание.
Оборудование: Большие карты с изображением предметов. На каждой карте по 6 пар картинок, названия которых в каждой паре начинаются с одного звука. Например, арбуз и ананас.
Ход игры: В игре могут принимать участие 2-3 игрока. Изображения предметов закрываются фишками. После чего игроки по очереди открывают любые две фишки. Если изображенные предметы составили пару, то есть начинаются с одного звука (буквы, игрок забирает себе фишки. Цель игрока – открыть как можно больше пар. Игра заканчивается, когда все картинки будут открыты. Побеждает тот, кто собрал больше фишек. Для усложнения игра проводится в виде соревнования на время, но на разных картах.
«Буквенное домино».
Цель: Совершенствовать умение выделять первый звук в словах. Развивать способность опознавать графическое изображение знакомых букв, наблюдательность и внимание.
Оборудование: Игровые карточки разделены на две части: слева дается графическое изображение буквы, справа изображение предмета (название предмета начинается с другой буквы).
Ход игры: Играют так же, как и в обычное домино. В игре могут принимать участие любое число игроков, но желательно не более 6-7.
«Шифровки».
Цель: Закреплять умение составлять слова в определенной последовательности из отдельных букв. Способствовать подготовке ребенка к чтению.
Оборудование: Большие карты с буквами и ключ к шифровке, маленькие карточки с буквами.
Ход игры: Воспитатель сообщает, что гном Грамотей зашифровал слова. С чего начать его расшифровку? Главное – найти ключ, то есть способ шифровки. На каждой карточке гном оставил ключ. Попробуйте расшифровать слова. Дети, согласно ключу шифровки выкладывают из букв новое слово, затем читают его. Для усложнения игра проводится в виде соревнования на время.
Это только небольшая часть игр. Если кто-нибудь заинтересуется, могу предоставить еще несколько игр и упражнений. Игры из этой серии можно проводить в любое удобное время – утром, после сна, вечером. Таким образом, использование в самостоятельной деятельности игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные умения, к тому же игры активизируют их умственную деятельность.