Татьяна Кирьянова
Система игр и упражнений по обучению детей чтению (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию. обещанное продолжение игр со звуками и буквами.
«Ромашка»
Цель: Стимулировать интерес к звучащему слову. Упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; в подборе картинок к заданному звуку. Способствовать развитию самостоятельности.
Оборудование: Две большие карты с изображением ромашки (одна карта синего цвета, другая – зеленого); набор картинок с изображением предметов. Картинки подбираются по принципу парности (м – мь, н – нь, л – ль и др.).
Публикация «Система игр и упражнений по обучению детей чтению (продолжение)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2012
Ход игры: Педагог выкладывает на стол только те картинки с предметами, в названии которых есть заданные звуки. Ребенку дается задание разложить изображенные предметы на лепестки ромашки. Определяя выбор игровой карты, ребенок ориентируется на твердость или мягкость звучания заданного звука.
Усложнение1: Можно изменить ход игры – дети играют в парах. Каждый ребенок собирает предметы только для своей ромашки. Затем дети проверяют выполнение задания у партнера по игре. А если добавить еще пару больших карт, то можно играть на время.
Усложнение 2: Играет подгруппа детей (4-5). Картинки кладутся в стопку, рубашкой вверх. Дети поочередно берут картинку, называют изображенный предмет, выделяя заданный звук, и определяют цвет игровой карты.
«Разложи в сундучки»
Цель: Стимулировать интерес к звучащему слову. Закрепить умение дифференцировать парные согласные звуки, различать их в словах. Упражнять в соотнесении заданного звука с буквой.
Оборудование: Большие карты с изображением предметов и сундучков с парами согласных букв, маркер.
Ход игры: Сначала дети называют все рисунки на карте, начиная с верхнего левого угла. Затем называют каждый предмет в отдельности, определяют, с какого звука начинается название этого предмета. Соотносят звук с буквой и соединяют с соответствующим сундучком.
Усложнение: Можно изменить ход игры – дети играют в парах. Каждый ребенок собирает предметы только в свой сундучок. Затем дети проверяют выполнение задания у партнера по игре.
«Улитка»
Цель: Совершенствовать умение четко и ясно произносить слова. Упражнять в дифференциации звуков с - ш, ж – з. Способствовать самостоятельному подбору и называнию слов с определенными звуками. Развивать фонематический слух, внимание и память.
Оборудование: Игровая карта с изображенной улиткой. На ракушке улитки по спирали нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки – с, ш, ж, з.
Ход игры: Воспитатель предлагает пройти по спирали домика улитки и найти все слова с заданными звуками. Дети указательным и средним пальцем имитируют ходьбу по спирали, проговаривают слова, выделяя заданные звуки. В процессе игры дети проговаривают рифмовку: «По ракушке я шагаю, и слова все собираю». Эта игра может проводиться и индивидуально и в паре. Можно варьировать задания. Например, для дифференциации выбираются пары звуков с–з, ш–ж или ж–с, з–ш
«Угадай слово»
Цель: Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков. Формировать интерес к процессу чтения.
Оборудование: Предметные картинки и карточки с буквами.
Ход игры: Ребенку дается задание: из названия каждой картинки запомни первый звук, подбери соответствующую ему букву, составь слово и прочти его.
Усложнение 1: Выделение последнего звука или какого-нибудь по счету (например, третьего).
Усложнение 2: Один из детей загадывает слово, то есть выкладывает предметные картинки, а другие дети угадывают слово.
«Звук потерялся»
Цель: Стимулировать интерес к звучащему слову. Тренировать в произношении заданного звука. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове.
Оборудование: Большие карты с изображением предметов и схем позиции звука в словах (в начале, середине, в конце слова, маркер.
Ход игры: Сначала дети называют все рисунки на карте, начиная с верхнего левого угла. Затем называют каждый предмет в отдельности, определяют, в каком месте слова – в начале, в середине или в конце – находится заданный звук. Соединяют каждый рисунок с соответствующей ему схемой. Необходимо обратить внимание детей на слова, где заданный звук находится в двух позициях одновременно. Они должны быть соединены с двумя схемами.
Усложнение: Можно изменить ход игры – дети играют в парах. Один ребенок выполняет задание, а другой его проверяет. Затем дети меняются ролями.
«Строим дом»
Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах, в проведении звукового анализа слов. Совершенствовать умение в определении звуковой структуры слова и подбору слов с заданной структурой.
Оборудование: Домик с тремя этажами: первый этаж — 5 окон, второй — 4 окна, третий — три окна; предметные картинки, в названии которых слова с разным количеством звуков (3, 4, 5); различные схемы звуковой структуры слов.
Ход игры: В игре могут принимать участие любое количество игроков (по количеству карт-домиков, оптимальное количество игроков — 4. Игра может использоваться как для индивидуальной работы, так и на занятиях в качестве демонстрационного материала. Суть задания состоит в том, что окошки каждого этажа нужно заполнить картинками, имеющими в своих названиях то же количество звуков, что и в картинке, взятой за образец каждого этажа домика.
Усложнение: Педагог заранее раскладывает различные схемы звуковой структуры слова в каждое окно домика. Ребенок подбирает предметные картинки, ориентируясь на звуковую схему слова.