Папки-передвижки

Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни. Цвет

Ольга Ефимова
Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни. Цвет
▼ Скачать +Заказ

Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры

детей четвёртого года жизни.

Цвет.

1. Воздушные шары.

Дидактическая задача. Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнение рассчитано на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра.

Публикация «Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни, Цвет» размещена в разделах

Материал. Полоска картона (30 X 12 см, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков — «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток.

Руководство. Воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Посмотрите на нее и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, желтой — желтый, к синей — синий и так подобрать и привязать все шарики. Посмотрите, как это делается». Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязывать» к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары — к зеленой нитке прикладывает, например, желтый шар, к красной — оранжевый, к голубой — фиолетовый и т. д. Объясняет детям, что привязывать эти воздушные шарики к ниткам нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.

Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его выполнить, воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на их полоске, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.

Длительность и повторность. Продолжительность игры 15 минут, проводится 1—2 раза.

2. Улетающие шары.

Дидактическая задача. Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнение рассчитано на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра. Дать представление о белом и черном цветах.

Материал. Семь книжек (10 X 10 см, обложки которых окрашены в цвета спектра. В верхней части обложек круглые отверстия. К отверстиям подведены чёрные «нитки». Внутренняя часть книжек не закрашена. Семь листов-вкладышей (цвет соответствует цвету книжек).

Руководство. При выполнении задания двое сидящих рядом пользуются одним дидактическим пособием. Каждый ребенок получает не больше четырех спектральных цветов. Дети, успешно справившиеся с заданием, получают книжечки и вкладыши остальных цветов спектра.

Воспитатель предлагает детям разложить разноцветные книжки перед собой. Затем обращает внимание детей на большое количество белых шаров, привязанных к черным ниточкам. «Мы должны им помочь улететь,— говорит воспитатель. — Для этого надо к каждой книжечке подобрать такой же по цвету листок-вкладыш. Разложите их так, чтобы видно было, какого они цвета. Теперь, если вы возьмете желтый вкладыш и вложите в книжечку желтого цвета, цвета сольются и белый шарик улетит, останется только черная ниточка». К нескольким книжкам воспитатель сам подбирает цветные вкладыши путем последовательного сопоставления цвета каждого вкладыша с цветом обложки демонстрируя детям, как «улетают» белые шары, и учит это делать детей. Если цвет вкладыша подбирается неверно, белый шар в отверстии обложки сменяется цветным, и игровая задача «полёт шарика» не решается. В случае затруднения воспитатель помогает детям найти соответствующий вкладыш, используя прием прикладывания, сличения цветовых объектов.

Длительность и повторность. Продолжительность игры 12—15 минут, проводится игра 1—2 раза.

3. Разноцветные поляны.

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). Обратить внимание на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов.

Материал. Лист белого картона (20 X30 см) с изображением 21 квадрата (по три каждого цвета спектра). Силуэтные изображения игрушек (21 предмет по три на каждый цвет спектра).

Руководство. Воспитатель показывает изображения цветных квадратов на листе картона и силуэты игрушек: «На каждый из этих квадратов надо положить игрушку соответствующего цвета». Воспитатель вначале сам раскладывает на квадраты силуэты игрушек нескольких цветов, обращая внимание детей на то, что разные предметы (мячик, флажок, ракета и так далее) могут быть одного и того же цвета. При этом он показывает и разные способы выполнения действий - и последовательное сравнение каждой игрушки с цветными полянами, и предварительный отбор всех предметов одного и того же цвета и их помещение на трёх квадратах. Если игрушка правильно подбирается по цвету, сливается с цветом квадрата, то задание считается выполненным.

Длительность и повторность. Продолжительность игры 15 – 16 минут,

проводится 1 – 2 раза.

4. Разноцветные автомобили.

Дидактическая задача. Развивать у детей умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу.

Материал. Цветные кольца – руль, флажки соответствующих цветов для воспитателя по одному на каждый цвет.

Руководство. Дети сидят на стульях изображая автомобили. У каждого в руках «руль» определённого цвета. Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим и держит флажки.

Воспитатель поднимает один флажок какого-либо цвета. Дети, которые имеют «руль» соответствующего цвета «выезжают» на площадку. Когда воспитатель опускает флажок, дети возвращаются на стулья.

Воспитатель поднимает флажок другого цвета, игра возобновляется. Воспитатель может поднимать одновременно от 1 до 3 флажков.

Количество цветов увеличивается постепенно от 3 до 6.

В последствии воспитатель может заменить цветовой сигнал слуховым например, выезжают красные автомобили, синие возвращаются в гараж.

5. Живое домино.

Дидактическая задача. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.

Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).

Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

Игра может быть повторена два-три раза со сменой лент.

6. Найди предметы такого же цвета.

Дидактическая задача. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.

Материал. Листы бумаги, на которых нанесены различные изображения всех цветов спектра – красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового; колечки от пирамидок тех же цветов.

Руководство. Дети образуют пары. Воспитатель раздаёт каждой паре играющих листы бумаги, на которых красками нанесены различные изображения красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов. Определив, какого цвета изображение на листе, дети подходят к столу, на котором вперемежку лежат колечки от пирамидок тех же цветов. Дети, у которых листы с изображением красного цвета, должны выбрать все красные колечки, с изображением синего цвета – все синие колечки и так далее.

В конце игры дети совместно строят из разноцветных колечек (квадратов, треугольников, кубиков) паровозик и рассказывают об этом, называя цвета отдельных вагончиков.

7. Угадай, какого цвета одежда.

Дидактическая задача. Развивать у детей умение различать цвета.

Руководство. Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Ведущий говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и так далее)».

8. Украсим ёлочку.

Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Материал. Планшет (30 Х50 см) с графическим изображением ёлочки, верхушку которой украшает белая снежинка; 14 разноцветных шаров и 18

цветных игрушек – силуэтные изображения из цветной бумаги.

Руководство. Детям раздаются конверты с силуэтными изображениями ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки. Воспитатель предлагает украсить ёлочку разноцветными шарами и игрушками. «Посмотрите, у каждого из вас в конвертах ёлочные игрушки определённого цвета. Я буду называть какой-нибудь цвет игрушек, и тот из вас, у кого такой же цвет, подойдёт к ёлочке и повесит их на неё.

Сначала мы с вами украсим ёлочку разноцветными шарами. Первый шар, который мы повесим на ёлочку, красный. У кого из вас красный шарик?»

Ребёнок, у которого в конверте красные шарик и который правильно определяет, что у него шарики красного цвета, подходит с ним к ёлочке и, показав свои шарики всем детям, украшает ими ёлочку. Остальные дети в это время наблюдают, соответствуют ли цвета шаров и игрушек, которыми украшается ёлочка, их названию. За красными шариками на ёлочку крепятся оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые. В такой же последовательности вслед за шарами ёлочка украшается игрушками, окрашенными в основные цвета спектра и их оттенки. Кроме основных цветов спектра в наборе игрушек имеются белый и чёрный цвета.

После того как ёлочка украшена, детям предлагается перечислить, какого цвета игрушки на ёлочке.

Длительность и повторность. Продолжительность игры 12 – 15 минут. Повторность игры зависит от умения детей правильно подбирать игрушки по слову.

9. Назови цвет предмета.

Дидактическая задача. Закреплять знание детей о цветах спектра, представление о белом и черном цветах.

Материал. Цветные палочки.

Руководство. Ребёнок или воспитатель прячет в руке палочку и предлагает

детям отгадать, какого цвета палочка спрятана у него в руке.

10. Найди предметы такого же цвета.

Дидактическая задача. Закреплять знание детей о цветах спектра, представление о белом и черном цветах.

Материал. По 3 карточки красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, белого, чёрного цветов; заранее подготовленные и разложенные в групповой комнате предметы тех же цветов.

Руководство.

1. На столе цветной стороной вниз в куче лежат карточки для обозначения цветов. Вокруг стола сидят дети. Они по очереди берут карточки, определяют и называют цвет, ищут предметы такого же цвета в групповой комнате.

2. Водящий говорит: «Когда я вернусь, у всех должно быть что-нибудь красное (жёлтое, синее и так далее)». Ребёнок уходит, остальные ищут в групповой комнате предметы названного цвета. Водящий возвращается и проверяет, правильно ли выполнено задание.

Повторность. Несколько раз.

11. Окраска воды.

Вариант 1.

Дидактическая задача. Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Материал. Две большие банки — на одной светло-красная наклейка, на второй — темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.

Руководство. Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. На каждом столике есть красная краска, и все вы сможете покрасить воду в баночках. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. У меня получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Видите, получилась тоже красная вода, но уже тёмная. Теперь я прополощу кисть в чистой воде и промокну ее о тряпочку.

Все возьмите кисточки, макните их в краску до половины и промойте в первой баночке. Какая вода у вас получилась? Правильно, светло-красная». Так же последовательно диктуется способ получения темно-красной воды.

Затем дети по двое подходят с баночками к столу воспитателя и ставят сначала светло-красную, потом темно-красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее. Воспитатель сливает воду в соответствующие большие банки.

На прогулке зимой вода переливается в металлические формочки и в дальнейшем цветной лед используется для украшения участка.

Вариант 2.

Дидактическая задача. Та же, что в первом варианте. Словарь тот же, но добавляется слово «оттенок».

Материал. Раздаточный: тот же, что в первом варианте, но теперь детям раздаются краски шести цветов. Каждый ребенок получает одну из них.

Руководство. Воспитатель напоминает детям, как они окрашивали воду в красный цвет : «А сегодня мы будем красить воду в самые разные цвета, и каждого цвета вы сделаете по два оттенка — светлый и темный. Кто помнит, сколько надо набрать краски на кисточку, чтобы вода получилась светлая? Правильно, до середины кисточки. У кого краска желтая, надо набрать побольше, а то вода покрасится совсем незаметно». Дети окрашивают воду в светлые тона разных цветов. После этого вспоминают, как получается вода темного оттенка, и все делают темную воду.

Воспитатель обращается к детям: «У нас получилась красивая разноцветная вода разных оттенков — светлого и темного. Принесите баночки со светлой водой и поставьте на стол слева. Теперь вернитесь к своим столам и принесите темную воду. Поставьте ее на стол справа».

Вода сливается в соответствии с цветом и оттенком в металлические формочки или более крупную посуду (в этом случае лед нужно будет расколоть на мелкие кусочки).

Эта игра-упражнение в течение зимы может повторяться несколько раз.

12. Подбери кружочки похожего цвета.

Дидактическая задача. Учить детей подбирать к основному цвету его оттенки. Вводить в словарь детей термины : светло –красный, тёмно-синий и так далее.

Материал. Кружки основных цветов : красного, синего, жёлтого, зелёного – и четырёх-пяти оттенков каждого из них.

Руководство. Детям даются кружочки, окрашенные в основные цвета, а они в свою очередь подбирают кружочки, окрашенные в дополнительные цвета.

Для закрепления умения различать оттенки цвета воспитателю следует называть их. Например : красный, светлее, ещё светлее, самый светлый.

Так игра повторяется несколько раз.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни. Цвет
Опубликовано: 31 августа 2023 в 18:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система дидактических игр, направленных на формирование сенсорной культуры детей четвёртого года жизни. Цвет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ефимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД