Татьяна Кузнецова
Система диагностической работы учителя-логопеда с детьми с ТНР в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Система диагностической работы учителя-логопеда с детьми ТНР в ДОУ.
Диагностическая работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа
коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.
Публикация «Система диагностической работы учителя-логопеда с детьми с ТНР в детском саду» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
1. Первичная диагностика.
1. 1. Работа по запросу педагога (родителя). Диагностика развития всех сторон речи и психических функций, определения соответствия возрастной норме. В случае наличия проблемы направление ребенка на МПМПК.
1. 2. Работа в рамках диагностического минимума. Проведение первичной диагностики развития всех сторон речи воспитанников ДОУ, посещающих старшую и подготовительную к школе группу. В случае наличия проблемы направление на МПМПК.
2. Вторичная диагностика.
При зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности проводится вторичная диагностика с целью выявления структуры речевого дефекта.
3. Промежуточная диагностика.
Проводится с целью оценить динамику речевого развития, скорректировать планы индивидуальной коррекционной работы с детьми.
4. Итоговая диагностика.
По завершении срока коррекционной работы изучается динамика речевого развития ребенка.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Оценка индивидуального развития детей происходит в рамках мониторинга индивидуального развития, предусмотренного ФАООП ДО детей с ОВЗ. Мониторинг индивидуального развития детей представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка и уровне усвоения образовательных программ по образовательной области «Речевое развитие».
В своей работе в рамках педагогической диагностики провожу оценку индивидуального развития воспитанников. Это позволяет мне определить особенности, динамику развития каждого из них для построения образовательной траектории и оптимизации работы с группой детей.
Для успешной дифференцированной коррекционной работы использую различные методы оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, которые подбираю в соответствии с условиями, этапом, предметом исследования, возрастом детей.
Наблюдение – основной метод. Использую для изучения особенностей развития ребенка по различным направлениям: социально-коммуникативное развитие (общение со сверстниками, игра, а также для изучения отдельных компонентов познавательного, речевого развития. Выявляю цель, предмет наблюдения, разрабатываю план, определяю способы фиксации данных, затем анализирую.
Наблюдение провожу в системе : начало, середина, конец года. При необходимости повторяю, что дает получение достоверных данных. Исходя из цели, использую наблюдение
• выборочное (фиксирую отдельный показатель, например, правильное звукопроизношение);
• скрытое (наблюдение за детьми в естественной обстановке, дети при этом ведут себя более свободно, что дает достоверные результаты);
• спровоцированное и включенное (возможность оценить развитие ребенка по актуальному в данный момент направлению);
• систематическое (несколько раз в течение определенного периода).
Составляю план наблюдения за конкретной деятельностью воспитанника, фиксируя особенности поведения, общения, речевой деятельности и др. Таким образом, с помощью наблюдения получаю достаточно полную картину развития ребенка. Заполняю речевые карты на каждого воспитанника, с рекомендациями и выводом по каждому критерию. Планирую и провожу повторные наблюдения, они помогают мне уточнить сведения, увидеть динамику, сравнить с предыдущими данными.
Беседа. Использую для уточнения и систематизации представлений детей по основным направлениям развития. Беседа эффективна при изучении тех компонентов, которые слабо просматриваются в наблюдении: по познавательному и речевому направлению (например, выявление нарушений грамматического строя речи). Целенаправленно сформулированные вопросы беседы дают детям возможность проявить способности, активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Для эффективного использования разрабатываю план беседы. Для повышения заинтересованности ребенка ставлю вопросы проблемного характера, мотивирую через игру.
Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей (при условии единых задач). Составляю анализ динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, планирую пути коррекции.
Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Использую как отдельный метод, так и в сочетании с наблюдением, беседой, для повышения эффективности методов и получения более точных данных по узким направлениям (особенностей физического или математического развития). На основе противоречия создаю проблемную ситуацию, мотивирую ребенка на ее разрешение.
Также в своей практике использую дополнительные методы:
• метод интервью («вопрос-ответ»,
• методы изучения познавательных способностей,
отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы. Затем анализирую полученные данные по каждому методу в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации воспитателям для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование современных образовательных программ и технологий в образовательном процессе позволяет мне создавать условия для реализации дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательно-образовательном процессе и коррекционной работе.
В ФАООП ДО детей с ОВЗ МБДОУ детского сада мониторинг речевого развития детей осуществляю в соответствии с рекомендациями Н. В. Нищевой, в ходе которого оцениваю соответствие уровня речевого развития возрастной норме.