Наталья Маховская
Система Дьенеша в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Логические игры венгерского педагога З. Дьенеша заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции, кроме этого они способствуют развитию речи. Подобные игры способствуют развитию у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. А самое главное, играть этими блоками будет интересно детям, начиная с 2-3 возраста, а некоторые игры заинтересуют даже детей в возрасте 7 - 9 лет.
Темочки:
Предлагаем несколько самых простых вариантов игр с блоками Дьенеша.
1. Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру).
2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).
«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
3. «Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку.
Варианты построения цепочки:
- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);
- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
- чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
4. «Раздели фигуры»
Для игры понадобятся игрушки, например: мишка, зайка и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки.
Предложите им ответить на вопросы:
- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
- А у зайки? (Все не красные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
- чтобы у мишки оказались все круглые;
- чтобы зайцу достались все большие;
- чтобы зайцу достались все желтые и т. д.