Людмила Владимировна Кунденок
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
для обучающегося с нарушениями опорно - двигательного аппарата, с глубокой умственной отсталостью,
с тяжелыми и множественными нарушениями
по СИПР (вариант)
для ученика 7 класса
….
на 2020 – 2021 учебный год
(350 часов в год)
Составитель: Кунденок Людмила Владимировна
Учитель
с. 2020-2021гг.
СОДЕРЖАНИЕ СИПР:
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1 Содержание рабочей программы
1.1 Расписание занятий 2
1.2 Пояснительная записка 3
1.3 Содержание СИПР 7
1.4 Речь и альтернативная коммуникация 10
1.5 Окружающий мир 17
1.6 Изобразительная деятельность 24
1.7 Коррекционно-развивающие курсы 30
1.8 Адаптивная физкультура 38
2 Приложение 47
2.1 Совместная деятельность с семьёй обучающегося 48
2.2 Сведения об обучающемся 50
2.3 Письмо Минобрнауки России об организации по СИПР 51
2.4 Особые образовательные потребности 52
2.5 Психолого-педагогическая характеристика 53
2.6 Индивидуальная программа обучения для детей с ОВЗ 54
2.7 Отчёт 55
2.8 Заявление 56
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей – инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273.
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014. № 1599.
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). СИПР составлена на основе «Индивидуальной программы обучения для детей с ОВЗ», рекомендованной специалистами КГКОУ ШИ №3 (Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующие адаптивные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №3», программы «Адаптивная физкультура» Андреевой И. Н. Покровской И. А. для обучения детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) (вариант 6.4.)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант 2) .
Принципы программы.
При организации обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми и множественными нарушениями) основополагающими являются принципы:
-принцип индивидуализации - СИПР для обучающегося основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях;
-принцип целесообразности, предполагающий возможность изменения учебного плана как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения, что позволяет учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося, характер заболевания и другие объективные причины, возникающие в процессе образовательной деятельности;
-принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).
Целью является достижение обучающимся максимально возможных начальных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Приоритетные специальные учебные предметные области:
1. Язык и речевая практика.
2. Окружающий мир.
3. Изобразительное искусство.
4. Коррекционные курсы.
5. Адаптивная физкультура.
Занятия по развитию психических и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу. Способствуют формированию положительных навыков поведения обучающихся с глубокой умственной отсталостью.
Основной формой организации коррекционной работы является индивидуальные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. с обязательной паузой. Занятия проходят в увлекательной форме с использованием разнообразных игр. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся ДЦП с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
2. Формирование учебного поведения:
-Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-Умение выполнять инструкции педагога («посмотри на меня», «покажи»; «возьми»);
-Использование по назначению учебных материалов;
-Умение выполнять действия по подражанию, по образцу.
3. Формирование умения выполнять задание:
-В течение определенного периода времени;
-От начала до конца;
-С заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения с помощью и самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Планируемые результаты по СИПР
1. Спокойное пребывание в новой среде;
2. Принятие контакта, инициированного взрослым;
3. Ориентация в учебной среде дома (пространство, материалы, расписание);
4. Поддержание правильной позы;
5. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
6. Выполнение задания полностью;
7. Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи будильника, таймера, песочных часов)
8. Установление зрительного контакта с собеседником;
9. Установление контакта с собеседником;
10. Реагирование на собственное имя;
11. Приветствие собеседника звуком (словом);
12. Привлечение к себе внимания звуком (словом);
13. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос;
14. Выражение жестом согласия (несогласия, благодарности, своих желаний. Приветствие (прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста;
15. Привлечение внимания, выражение благодарности, звучащим предметом обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
16. Выражение своих желаний (благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа;
17. Фиксация взгляда на лице человека;
18. Фиксация взгляда на неподвижном светящимся предмете (фонарик, светящиеся игрушки);
19. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше, ниже уровня глаз);
20. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (вертикали, по кругу, вперёд/назад).
Система оценки достижений обучающимся.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
-что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
-что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Уровни освоения (выполнения) действий/операций Сентябрь
2019 май
2019 Май
2020 Май
1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) Пу Пу Пу Пу 2021
2. Активное участие - действие выполняется ребё нком:
со значительной помощью взрослого
с частичной помощью взрослого
по последовательной инструкции (изображения или вербально)
Зп
Чп
Пи Зп Зп Зп
По подражанию или по образцу
Самостоятельно с ошибками
самостоятельно По Сш
С По По По
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует -
2. Не выявить наличие представлений?? ??
3. Представление на уровне:
Использования по прямой подсказке.
Использования с косвенной подсказкой (изображение).
Самостоятельного использования
Пп
Кп
+
Индивидуальный учебный план
№№ Раздел специальной индивидуальной образовательной программы Количество часов
Предметная область Учебные предметы
в неделю в год
1 Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация 2 70
2 Окружающий мир Человек.
Окружающий природный мир.
Окружающий социальный мир. 2 70
3 Искусство Изобразительная деятельность. 2 70
4 Коррекционно-развивающие курсы. Формирование базовых учебных действий.
Сенсорное развитие.
Предметно-практические действия. 2 70
5 Физическая культура. Адаптивная физкультура 2 70
Итого по программе 10 350
СОДЕРЖАНИЕ СИПР
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования М. в силу его психофизических способностей.
Предметные области (учебные предметы)
1 Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
1.1 Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком, словом. Привлечение к себе внимания звуком, словом.
1.2 Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение согласия, благодарности звучащим предметом, обращение за помощью, ответы на вопросы с помощью жеста. Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом. Выражение своих желаний т п с привлечением символа. Выражение согласия, благодарности, своих желаний, приветствие, обращение за помощью с использованием графического изображения.
2 Окружающий мир
2.1 Человек
Самообслуживание:
-обращение с одеждой: раздевание, стягивание рукавов куртки, стягивание шапки, одевание, натягивание шапки, рукавичек.
-гигиена тела: мытьё рук – удержание рук под струёй воды, протирание руки об руку под струёй воды, умывание, вытирание лица салфеткой.
2.2 Окружающий природный мир.
Изучение животных, птиц, растений, природных явлений.
2.3 Окружающий социальный мир
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши). Обращение внимания: на предметы и явления окружающей действительности, выделение игрушек, предметов повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т. д., действие с ними.
3 Изобразительная деятельность
3.1 Рисование,
3.2 Аппликация,
3.3 Лепка.
4 Коррекционно-развивающие курсы
4.1 Формирование базовых учебных действий.
Принятие контакта инициированного взрослым. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) :
-нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей;
-нахождение своего (рабочего) места за столом;
-нахождение своего набора индивидуальных заданий;
-нахождение места хранения набора индивидуальных заданий;
-нахождение места для отдыха;
-нахождение места, предназначенного для игровой деятельности;
-нахождение места хранения игрушек
Поддержание правильной позы. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание. Выполнение задания полностью. Выполнение задания в течение периода времени.
4.2 Сенсорное развитие.
Задачи: развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта. Установление зрительного контакта с собеседником.
1. «Развитие зрительного восприятия»
2. «Развитие слухового восприятия»
4.3 .Предметно-практические действия.
Развитие моторики и графомоторных навыков. Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т. д.);
-использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т. д.
Сминание материала двумя руками, одной рукой, размазывание по кругу, разминание материала.
-встряхивание предмета, издающего звук;
-толкание предмета от себя: игрушка на колёсиках, входная дверь;
-нажимание на предмет кистью руки: юла, коммуникатор;
-нажимание на предмет пальцем: юла, коммуникатор,
-сжимание предмета двумя руками: звучащая игрушка, губка;
-сжимание предмета одной рукой: звучащая игрушка, губка;
-складывание предметов в ёмкость,
-перекладывание предметов, вставление предметов в отверстия: шарики крупные, маленькие, стаканчики;
-нанизывание предметов на стержень: шары, кольца.
5 Адаптивная физкультура
Работа по развитию элементарных личностных особенностей обучающегося;
способствование общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению.
5.1 Восприятие собственного тела
5.1.1 Восприятие тактильных раздражителей
5.1.2 Развитие сенсорно-моторной координации
5.2 Развитие физических способностей
5.2.1 Развитие способности ориентации в пространстве
5.2.2 Развитие моторной ловкости
5.3 Развитие функции руки
5.3.1 Знакомство с предметами с помощью рук
5.3.2 Обучение функциональным действиям руками
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Авторская программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков; СПб. : ЦПК проф. Л. Б. Баряева, 2011.
2. Авторская программа коррекционных курсов учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряева; СПб. : ЦПК проф. Л. Б. Баряева, 2015.
3. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. М. : Дрофа, 2007.
4. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, Владос, 1995.
5. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997.
6. Маллер А. Р. Цикото Г. В., Высшее образование Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
7. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4– 7 лет: Сборник упражнений. М. : ТЦ Сфера, 2005.
8. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. 2-е изд. М. : Экзамен, 2006.
9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.
1. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Миша имеет нарушение интеллекта в сочетании с множественными нарушениями, такие как плохое зрение, отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций : коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного обучающегося окружающими невозможно в связи с её отсутствием. Таким образом, обучение речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у Миши потребности в общении, на развитие и обучение использования альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и альтернативных средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Программно-методический материал по «Общению» представлен разделом: «Речь и альтернативная коммуникация». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. Обучающийся не владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма, электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры). Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь.
Материально-техническое оснащение учебного предмета включает:
Графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы).
Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.) ;
Содержание предмета.
1.1Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). Выражение согласия (не согласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: Поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).
1.2 Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия, удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия, удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия, благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
-Реагирование на собственное имя.
-Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
-Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Достаточный уровень:
-Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
-Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
-Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
-Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
-Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).
-Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Личностные результаты:
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
-развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы, коммуникативные таблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативной коммуникации: компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. АООП НОО МОУ Семёновская СОШ.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Дополнительная:
1. Аксенова А. К. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1987.
2. Бабина Г. В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2005.
3. Бабина Г. В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 1985.
4. Воронкова В. В. Коломыткина, И. В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида