Приложение МААМ

Синквейн  как эффективный метод развития образной речи старших дошкольников

Дарья Яроцкая
Синквейн  как эффективный метод развития образной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. [2, c.44]

Публикация «Синквейн  как эффективный метод развития образной речи старших дошкольников» размещена в разделах

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения к 6 годам, дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки. [2, c.43]

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. [3, c.22]

ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. [3, c.10]

Для себя, я отметила, что одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию образной речи детей, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам: 1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); 2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами; 3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме; 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме; 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. [1]

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

Части речи можно выделять разным цветом или в виде нарисованных человечков. Дети дошкольного возраста устно и с помощью картинок составляют синквейн с вопросительными словами «о ком, о чем?», «какие, какая, какое?», «что делал, что сделал?» При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия не только для развития образной речи, но и для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. [2, c.33]

Мной синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего: открываются новые творческие интеллектуальные возможности; гармонично вписывается в работу по развитию лексико - грамматических категорий; способствует обогащению и актуализации словаря; является диагностическим инструментом; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом. [2, c.40]

Я использую составление синквейна только на темы хорошо известные детям и обязательно показываю образец.

Свою работу по составлению синквейна с детьми я начала с того, что стала знакомить их с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовила платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливала материал для распространения предложения определением. Дети овладевали понятиями «живой и неживой» предмет, учились правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Затем мы составляли предложения из нескольких слов, показывающие отношение к теме. На данном этапе я формировала умение у детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовала знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляли предложения по картинкам, используя схемы.

После прочтения стихотворения А. Плещеева «Осень наступила», я предложила ребятам описать осень по специальной схеме. Так был введён термин «синквейн». Затем дети сами стали предлагать составлять синквейны после какого-либо запоминающегося мероприятия, экскурсии или прогулки.

На данном этапе дети составляют разные синквейны :

Синквейны-загадки – это синквейн без первой строчки, одни дети описывают признаки предмета, действия, составляют предложения, и говорят ассоциацию, другие дети должны догадаться о чем (или о ком) идет речь ( например:, колючий, круглый, бегает, сворачивается, спит, ночью он охотиться, дикое животное).

Синквейн по картине – после составления описательного рассказа по предложенной картине, закрепляя знания, дети составляют синквейн.

Синквейн по серии сюжетных картинок в рамках одной лексической темы ( например: времена года, игрушки, транспорт, и т. д)

Синквейн по прочитанному рассказу, можно составить как устно, так и изобразить на бумаге с помощью символов, знаков.

В подвижном синквейне могут участвовать как один ребенок, так и несколько детей, играя роль предмета, его признака, действия, предложения или ассоциации самостоятельно или при помощи картинок, располагаясь на полу по схеме.

В группах или самостоятельно они рисовали синквейны.

В центрах самостоятельной активности у них имеется дидактический материал в коробочках: «Предметы», «Признаки», «Действия», «Предложения», «Ассоциации» и дети имеют возможность самостоятельно составлять синквейны. Дидактический материал постоянно пополняется. Данный вид деятельности в значительной степени повысил уровень развития образной речи детей, это можно увидеть в результатах повторной диагностики.

Дети меньше стали испытывать сложности при пересказывании текстов сюжетного характера, с легкостью подбирают антонимы, синонимы, называют обобщающие слова, умеют выделять главное. При составлении сказок, рассказов в большей степени используют образные средства языка.

Незаметно для самих детей игра в синквейн стала для них весёлым и занимательным занятием. Дети гордятся своими достижениями!

Список литературы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн.

2. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5, 2015.

3. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4, 2016.

4. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/д., 2018.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн  как эффективный метод развития образной речи старших дошкольников
Опубликовано: 14 января 2020 в 19:58
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синквейн  как эффективный метод развития образной речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Яроцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД