Дарья Яроцкая
Синквейн как эффективный метод развития образной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Уже к старшему дошкольному возрасту речь у детей достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. [2, c.44]
Публикация «Синквейн как эффективный метод развития образной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения к 6 годам, дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а так же различные интонационные оттенки. [2, c.43]
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. [3, c.22]
ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов. [3, c.10]
Для себя, я отметила, что одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию образной речи детей, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам: 1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); 2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами; 3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме; 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме; 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. [1]
Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
Части речи можно выделять разным цветом или в виде нарисованных человечков. Дети дошкольного возраста устно и с помощью картинок составляют синквейн с вопросительными словами «о ком, о чем?», «какие, какая, какое?», «что делал, что сделал?» При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия не только для развития образной речи, но и для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. [2, c.33]
Мной синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего: открываются новые творческие интеллектуальные возможности; гармонично вписывается в работу по развитию лексико - грамматических категорий; способствует обогащению и актуализации словаря; является диагностическим инструментом; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом. [2, c.40]
Я использую составление синквейна только на темы хорошо известные детям и обязательно показываю образец.
Свою работу по составлению синквейна с детьми я начала с того, что стала знакомить их с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовила платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливала материал для распространения предложения определением. Дети овладевали понятиями «живой и неживой» предмет, учились правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Затем мы составляли предложения из нескольких слов, показывающие отношение к теме. На данном этапе я формировала умение у детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовала знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляли предложения по картинкам, используя схемы.
После прочтения стихотворения А. Плещеева «Осень наступила», я предложила ребятам описать осень по специальной схеме. Так был введён термин «синквейн». Затем дети сами стали предлагать составлять синквейны после какого-либо запоминающегося мероприятия, экскурсии или прогулки.
На данном этапе дети составляют разные синквейны :
Синквейны-загадки – это синквейн без первой строчки, одни дети описывают признаки предмета, действия, составляют предложения, и говорят ассоциацию, другие дети должны догадаться о чем (или о ком) идет речь ( например:, колючий, круглый, бегает, сворачивается, спит, ночью он охотиться, дикое животное).
Синквейн по картине – после составления описательного рассказа по предложенной картине, закрепляя знания, дети составляют синквейн.
Синквейн по серии сюжетных картинок в рамках одной лексической темы ( например: времена года, игрушки, транспорт, и т. д)
Синквейн по прочитанному рассказу, можно составить как устно, так и изобразить на бумаге с помощью символов, знаков.
В подвижном синквейне могут участвовать как один ребенок, так и несколько детей, играя роль предмета, его признака, действия, предложения или ассоциации самостоятельно или при помощи картинок, располагаясь на полу по схеме.
В группах или самостоятельно они рисовали синквейны.
В центрах самостоятельной активности у них имеется дидактический материал в коробочках: «Предметы», «Признаки», «Действия», «Предложения», «Ассоциации» и дети имеют возможность самостоятельно составлять синквейны. Дидактический материал постоянно пополняется. Данный вид деятельности в значительной степени повысил уровень развития образной речи детей, это можно увидеть в результатах повторной диагностики.
Дети меньше стали испытывать сложности при пересказывании текстов сюжетного характера, с легкостью подбирают антонимы, синонимы, называют обобщающие слова, умеют выделять главное. При составлении сказок, рассказов в большей степени используют образные средства языка.
Незаметно для самих детей игра в синквейн стала для них весёлым и занимательным занятием. Дети гордятся своими достижениями!
Список литературы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн.
2. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5, 2015.
3. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4, 2016.
4. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/д., 2018.