Юлия В Боголюбская
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Патогенез. Характеристика и методы коррекции
▼ Скачать +Заказ
Патогенез СДВГ.
В основе патогенеза синдрома дефицита внимания и гиперактивности лежит задержка формирования биоритмов в коре головного мозга. Основное значение придаётся нарушению морфофункциональной зрелости структур центральной нервной системы и в первую очередь лобных отделов коры.
Сдвг это несформировнность лобных долей мозга в префронтальныз отделах,которые отвечают за программирование и контроль
Публикация «Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), Патогенез, Характеристика и методы коррекции» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Основные причины, приводящие к этим нарушениям — быстро развивающиеся в пренатальном онтогенезе (внутриутробном развитии) первично-органические дефекты функциональных систем ствола мозга: ретикулярной формации, подкорковых образований, структур лимбической системы, нарушение обмена катехоламинов, частичная потеря тормозных синапсов, нарушение образования функциональной специализации полушарий головного мозга.
Вследствие этого ослабевает контроль ретикулярной формации ствола мозга над таламическими неспецифическими структурами, которые играют главную роль в согласованности функционирования между различными отделами головного мозга, принимающими участие в формировании памяти и обеспечивающими сохранность интеллекта у больного СДВГ.
Повреждения в стволовых и лимбических системах при СДВГ ведут к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению клеточных слоёв и нарушению дифференцировки нейронов. Наблюдаются нарушения обмена катехоламинов с развитием характерной гиперактивности.
Гиперактивность выступает в роли своеобразного защитного механизма, который поддерживает определённое функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие
О развитии СДВГ у малыша-дошкольника говорят следующие особенности поведения:
Постоянные телодвижения (вскакивает во время еды, размахивает конечностями, крутит головой).
Невозможность сосредоточить внимание и проявить терпение во время игры.
Стремление ломать и разбрасывать игрушки. У ребенка нет любимой игрушки, так как он не способен привязаться ни к одной из них, не получает удовольствия от спокойных занятий.
Он не любит, когда ему читают или что-то рассказывают, без конца перебивает взрослых, отвлекается, подбегая к окну, пытается делать несколько дел одновременно, ему быстро все надоедает.
Поскольку мозг не контролирует его движения, он может ненароком толкнуть окружающих, что-либо сломать, причинить боль другому ребенку.
Несмотря на то что у малыша имеются способности к обучению, наблюдается отставание в его интеллектуальном развитии из-за плохой памяти, отсутствия интереса к познавательным занятиям и играм. Часто такой ребенок поздно начинает говорить, неправильно произносит слова.
Нередко проявляются и физические недуги невротического происхождения (тики, внезапные судороги, беспричинное вскрикивание, частое моргание, а также непроизвольное мочеиспускание и дефекация). У такого ребенка наблюдается повышенный расход энергии в организме, поэтому он худеет, часто страдает от простудных заболеваний из-за низкого иммунитета.
Профилактика СДВГ и его коррекция
Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т. е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются:
двигательная активность,
психолого-педагогическая коррекция,
семейная психотерапия,
поведенческая терапия,
релаксационные методики,
лечение сопутствующей патологии.
К медикаментозной терапии прибегают только в случае неэффективности вышеуказанных методик. Для лечения сопутствующей патологии также предпочтительно применение разработанных немедикаментозных методов.
Двигательная активность
Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления, а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лё гкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности.
Психолого-педагогическая коррекция
Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.
Семейная психотерапия
СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота большой и малой депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18 и 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей). Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.
Поведенческая психотерапия
Домашняя программа коррекции включает :
а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);
б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);
в) организацию режима дня и места для занятий;
г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания
Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.
Рекомендации психологов по работе с детьми школьного возраста с СДВГ :
специалисты советуют отдавать ребенка в класс с малой наполняемостью. Когда в классе сидит 10-15 человек, а не 30, у учителя есть возможность уделить время каждому. А это – один из залогов успешной работы в паре «ученик-педагог»;
одна из важнейших задач родителей – помочь ребенку разобраться со временем. Именно с последним у детей с СДВГ присутствуют огромные проблемы. Как это понимать: взрослый ощущает, что такое месяц или год, а ребенок живет буквально «десятиминутками». То, что дольше, кажется туманным и далеким. Как это использовать: поощрять каждый раз когда комната убрана, а не обещать что-то подобное: «если ты месяц будешь соблюдать чистоту, мы подарим тебе ролики». Дети такого не понимают, поэтому такая мотивация – нулевая;
система «очков» – то, что поможет родителям получать от ребенка желаемое. Например, если он хорошо выполнил какую-то работу, он может получить жетон, а когда их наберется 10 или 20 — обменять их на большой подарок;
крайне важно научить гиперактивного малыша контролю над своими эмоциями. Вспыльчивость и агрессия возникают не потому, что ребенок злой или плохой – просто у него та часть мозга, которая отвечает за контроль таких ярких проявлений, при наличии синдрома дефицита внимания работает неправильно. Первая ступенька на пути к успеху – родители сами должны уметь сдерживаться. Вторая, заключается в поиске вариантов быстрого переключения, благодаря которым, можно направить отрицательную энергию в мирное русло. Одним в этом помогают дыхательные гимнастики, другим – физические упражнения, а третьим – что-то еще;
отлично, если родители покажут ребенка специалистам – неврологу, психологу и прочим. Иногда требуется медикаментозная терапия, а также тренинги, в ходе которых врач научит взаимодействию со «сложным» школьником;
поддержка простой фразой «я тебя понимаю» и постоянные родительские объятия, помогают ребенку чувствовать себя нужным и любимым, что существенно облегчает течение адаптации к школе;
прекрасно, если вся семья будет придерживаться одного четкого распорядка и режима дня;
задача: «умойся, принеси посуду, сходи за полотенцем» – неправильная. Лучше сначала отправить ребенка в ванную, а уже по возвращению попросить выполнить следующую часть задания. Это повысит эффективность и не даст запутаться и что-то забыть;
крики, наказания и иные жесткие меры дисциплинарного воздействия, как правило, усугубляют имеющиеся проблемы в поведении. Острые углы лучше сглаживать, чем накалять обстановку. Даже слово «нет» обычно детьми с СДВГ воспринимается в штыки, поэтому о нем лучше забыть;
если что-то отвлекает ученика от выполнения домашнего задания, например, радио, игрушки на столе или работающий в другой комнате телевизор, все это, должно быть убрано и выключено.
Специалисты не рекомендуют кричать на гиперактивного малыша
Найти идеальную, реально работающую тактику построения отношений можно только методом проб и ошибок. Это непросто, но в итоге можно получить впечатляющие результаты.