МААМ-картинки

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)

валерия соколова
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)
▼ Скачать + Заказать документы

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это

расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте.

Таким детям тяжело контролировать свое поведение или концентрировать

внимание. Установлено, что от 3-х до 5-ти процентов детской популяции

в мире страдают СДВГ. Проявления СДВГ могут быть распределены по трем основным

группам симптомов: нарушения внимания, импульсивности

и гиперактивности. Также значимой (хотя и не входящей в «клинические

Публикация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)» размещена в разделах

признаки») является социальная дезадаптация Самое существенное состоит в том, что интеллект

детей в общем сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ : беспокойство,

неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность

поступков, повышенная возбудимость, – часто сочетаются с трудностями

в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо, что ведет

к выраженной школьной дезадаптации. Если говорить о собственно произвольной регуляции поведения

гиперактивных детей, то здесь данные неоднозначны: показано, что такие

дети испытывают трудности с выработкой стратегии поведения, хуже

усваивают инструкции и алгоритмы действий, у них повышено число

импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих

действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям.

Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря

на усилие все делать правильно, в несдержанности в словах, поступках

и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность дождаться

своей очереди, в неумении проигрывать, излишней настойчивости и

отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). У гиперактивных детей есть и свои личностные особенности:

отсутствие чувства безопасности, склонность к агрессии, нестойкость к

стрессу, стремление удовлетворять свои эмоции в мире фантазии,

тревожность. Все это, наряду со снижением внимания и познавательных

функций, приводит к снижению их адаптивного потенциала. В целом для

обсуждаемой группы детей типичен более низкий уровень социальной

зрелости, чем бывает в их возрасте: будучи отстающими зачастую в

психическом развитии от сверстников, эти дети стремятся руководить, ведут

себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро

реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью,

непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу

«отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам

ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его

ребенок.

Как же вести себя с гиперактивным ребенком?

В первую очередь, гипердинамическому ребенку как воздух нужен

жесткий режим дня. Режим дня вроде бы нужен всем детям, но для здоровых

детей он лишь украшает жизнь семьи и высвобождает свободное время

родителей, а потом и самого ребенка. В случае гипердинамического ребенка

все гораздо жестче. Остатки регуляторных механизмов ребенка могут

работать только в условиях максимальной упорядоченности. Если каждый

день в 8 часов вечера зажигается зеленый ночник, на столике появляется

стакан кефира и печенье, принимается душ, читается сказка, а потом – все,

без вариантов, только спать, и никаких послаблений, никаких «пришли

гости» или «интересное кино», то постепенно мозг ребенка вырабатывает

что-то вроде условного рефлекса.

У детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к

отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай»,

«запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к

выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу,

одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на

фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать

детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это

вредно или опасно. Не получается – постарайтесь отвлечь, переключить

внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций,

лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения.

Вообще старайтесь следить за своей речью. Окрики, гнев, возмущение плохо

поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте

чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности

сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны

поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках

конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными

они ни были.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной

ситуации, прижать к себе, успокоить – в динамике это дает выраженный

положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот,

расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в

семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между

взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее,

а тем более быть участником. Родителям следует как можно больше времени

проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город,

придумывать общие развлечения. Конечно, фантазии и терпения потребуется

много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как

непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату

или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную

«территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных

композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть

отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать

так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка

успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя

которому проявляйте одновременно гибкость и упорство. Изо дня в день

время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно

соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг

обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и

контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия,

даже если результаты далеки от совершенства.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как

его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь

очень важны. Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на

определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его

завершить. Например: «С 8.30 до 9.00, Игорь, ты должен убирать свою

постель». Некоторые психологи советуют использовать для этой цели

будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше

подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать

снижению агрессии.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации

внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п. ,

должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе

слово. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их

успехам. Примером поощрения может служить следующее: разрешите

ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени

(только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка, угостите

специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со

взрослыми (лото, шахматы, позвольте лишний раз сходить на прогулку или

При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно,

наказать – несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть

просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей,

лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей.

Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и

в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает

неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические

упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии.

Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал. Вообще надо следить и

оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к

снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и

спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете

воспользоваться следующими приемами. Когда в очередной раз мимо будет

пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не

повышая голоса, предложите ему отдохнуть. Обнимите за плечи, ласково

погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки,

попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка

или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через

некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

Специалистами также разработана система своеобразной «скорой

помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты:

– Отвлечь ребенка от капризов.

– Поддерживать дома четкий распорядок дня.

– Предложить выбор (другую возможную в данный момент

деятельность).

– Задать неожиданный вопрос.

– Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить,

повторить действия ребенка).

– Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

– Не приказывать, а просить (но не заискивать).

– Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не

услышит вас).

– Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно

свою просьбу (нейтральным тоном).

– Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент,

когда он капризничает. ышит вас).

– Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно

свою просьбу (нейтральным тоном).

– Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

– Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес

извинения.

– Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все

изменения в поведении ребенка: как он справляется с заданиями, как

реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать, как

учится и т. д.

Таким образом, пожалуй, самым важным для семей, где есть ребенок с

СДВГ, является объяснить родителям, что подобное поведение их детей не

является результатом неправильного воспитания. Это болезнь, поэтому

нельзя опускать руки. К таким детям и подросткам нужен особый подход,

особый метод воспитания. Родители вместе с детьми должны начать

усердную ежедневную работу, медленно, но верно побеждая болезнь.

У родителей, чей ребенок столкнулся с этим заболеванием, отмечается

повышенная тревожность, раздражительность, они склонны к депрессии,

самообвинению, социальной изоляции. В таких семьях повышена частота

ухода родителей с работы, а количество разводов чаще в 2 раза.

Таким семьям очень важно не чувствовать свою изолированность, не

оставаться с бедой наедине. Необходимо создавать группы родительской

поддержки, информационные сайты, где люди делятся опытом, помогают

друг другу, а также специальные центры, где в любой момент родители и

дети могут получить профессиональную консультацию. Обучение дает

родителям и детям с СДВГ понимание сущности заболевания и методов

борьбы с ним.

Родители и дети, столкнувшиеся с этой проблемой, должны обучаться

одновременно. Только взаимодействуя и поддерживая друг друга, они могут

добиться положительных результатов.

Публикации по теме:

Консультация «Гиперактивность» Не мешайте детям лазать и ползать! Далеко не все взрослые находят в себе силы и желание, а также время, чтобы заниматься собой, ходить.

Презентация «Гиперактивность» «Гиперактивность»СДВГ- синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ - синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся.

Консультация для педагогов «Гиперактивность» Консультация для педагогов «Гиперактивность» Кадникова Н. И. Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он.

Мастер-класс с элементами тренинга психолога для педагогов ДОУ «Гиперактивный ребенок, синдром СДВГ» Добрый день, коллеги. Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о наиболее насущной проблеме в наши дни, о гиперактивных детях. Все чаще.

Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку. Общаться с таким ребенком.

Консультация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность» Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (В. М. Трошин, А. М. Радаев, Ю. С. Шевченко, Л. А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом.

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям. Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?.

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: - Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.

Современные аспекты СДВГ В настоящее время «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» превратился в актуальную медико-социальную проблему, решением которой занимаются.

Специфика обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности В настоящее время психоречевые нарушения среди детей дошкольного возраста носят достаточно распространенный характер. Но родители за частую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)
Опубликовано: 5 октября 2019 в 07:58
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)» (включая файлы) размещена пользователем валерия соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД