МААМ-картинки

Консультация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность»

Елена Храмова
Консультация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность»
▼ Скачать + Заказать документы

Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (В. М. Трошин, А. М. Радаев, Ю. С. Шевченко, Л. А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. История изучения этого заболевания - небольшой период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман.

Публикация «Консультация „Синдром дефицита внимания и гиперактивность“» размещена в разделах

Долгое время не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Термин "легкая дисфункция мозга" появился в 1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов, которое прошло в Оксфорде. Под ним понимались такие клинические проявления как дисграфия (нарушение письма, дизартрия (нарушение артикуляции речи, дискалькулия (нарушение счета, гиперактивность, недостаточная концентрация внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и другие.

Значительно позднее начали изучать эту проблему отечественные врачи. Ю. Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении соматических болезней, который состоялся в 1972 г., выделила группу "трудновоспитуемых" детей.

В дальнейшем исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец, остановились на названии, наиболее точно отражающем его сущность: "Синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)", что стандартизировало методику и дало возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах.

Доктора выдвигают много гипотез возникновения СДВГ, но основные причины синдрома дефицита внимания следующие :

Не благоприятные факторы течения беременности и родов. (Сюда относятся токсикоз, заболевание во время беременности, узи на ранних сроках, применение медикаментов во время беременности).

Органическое поражение головного мозга. Происходят, если у матери во время беременности были гипертензия, гипертрофия щитовидной железы, нефрит, анемия, лихорадка, угрозы прерывания беременности, простуды, сложные роды. Также если у малыша до 2-х лет диагностировались поражения центральной нервной системы или травмы. Такие дети восприимчивы к СДВГ.

Генетические факторы. Врожденные физические дефекты и аномалии органов, хромосомные аномалии, генетические факторы, психические заболевания у родителей, будет влиять на функции мозга ребенка, что приводит к гиперактивности.

Педагогические факторы. Неправильные методы обучения и попытки раннего интеллектуального развития и избыточное давление окружающих факторов (скандалы, упреки и т. д.) вызывают задержки психологического развития ребенка и снижение уровня самоконтроля.

Доступность мобильного и компьютера в раннем возрасте. Игры с гаджетами и на компьютерах приводят к повышению содержания гормона стресса — кортизола в организме, это не дает мозгу сосредоточиться. Эксперименты показали, что синий свет, излучаемый экраном компьютера уменьшает содержание гормона — мелатонина в организме человека. Одна из функций мелатонина — крепкий и спокойный сон.

Экологические факторы. Чрезмерное потребление пищевых искусственных красителей, пищи с содержанием свинца также приводит к СДВГ

Признаки

1. Ребёнок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

9. Забывчив.

Гиперактивность :

1. Ребёнок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своём месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания, достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях.

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т. е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются:

• двигательная активность,

• психолого-педагогическая коррекция,

• семейная психотерапия,

• поведенческая терапия,

• релаксационные методики,

• лечение сопутствующей патологии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Психолого-педагогическая коррекция

Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.

Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Будет идеально, если ребенком займется хороший нейропсихолог. Лечение СДВГ должны быть своевременными и обязательно включать:

- помощь семье ребенка с СДВГ - приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ;

- выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;

- просветительскую работу с учителями, коррекцию плана школьного обучения - через особую - подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;

- психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей, формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;

- лекарственную терапию и диету, которые должны быть достаточно длительными, поскольку улучшение состояния распространяется не только на основные симптомы СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов, включая их самооценку, взаимоотношения с членами семьи и сверстниками, обычно начиная с третьего месяца лечения. Поэтому планировать лекарственную терапию целесообразно на несколько месяцев вплоть до продолжительности всего учебного года.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» Консультация для педагогов ДОУ «СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей». Консультацию подготовила: воспитатель МБДОУ.

Консультация для педагогов «Гиперактивность» Консультация для педагогов «Гиперактивность» Кадникова Н. И. Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он.

Консультация для родителей «Двигательная расторможенность (гиперактивность) у детей» Консультация для родителей "Двигательная расторможенность (гиперактивность) у детей". Введение. Дети дошкольного возраста, получившие в.

Консультация для родителей «Гиперактивность у детей и ее причины» Термин "гиперактивный ребенок" в последнее время у всех на устах. Как отличить гиперактивного ребенка от малыша с признаками дефицита внимания?.

Консультация для родителей «Развитие памяти и внимания» Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Родителям хочется, чтобы ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Цель: развитие эмоционально-волевой.

Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку. Общаться с таким ребенком.

Консультация «Синдром бродяжничества» Синдром бродяжничества у детей. Синдром уходов и бродяжничества – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: - Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность»
Опубликовано: 1 мая 2019 в 16:47
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Синдром дефицита внимания и гиперактивность»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Храмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД