Андреева Юлия
Шпаргалка для воспитателя «Алгоритм подготовки ОУД и создания технологической карты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Алгоритм подготовки ОУД, создания технологической карты
Шпаргалка для воспитателя
I. Определение темы и ведущих понятий
1. Четко определить и сформулировать тему (придумать соответствующее название)
2. Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная ОУД (интеграция, виды деятельности, вид, форма).
II. Определение целей и задач
Темочки:
Определить целевую установку ОУД для себя и для детей, понять, зачем данная ОУД вообще нужна. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию ОУД (триединство задач).
III. Планирование учебного материала
1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
2. Серьзно продумать мотивацию, проблемную ситуацию.
3. Подобрать интересные игровые задания, целью которых является:
• узнавание
• нового материала,
• воспроизведение,
• творческий подход к заданию.
4. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
IV. Продумывание «изюминки» ОУД
Каждая ОУД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
V. Группировка отобранного материала
Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.
VI. Планирование контроля за деятельностью детей
Продумать:
• что контролировать,
• как контролировать,
• как использовать результаты контроля.
Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.
VII. Подготовка оборудования
Составить список необходимых учебно - наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.
После того как воспитатель провел ОУД необходимо провести самоанализтак как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим ОУД.
Алгоритм составления технологической карты организованной учебной деятельности (ОУД) по развитию речи
Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика (далее – ТК, алгоритм организованной учебной деятельности (далее – ОУД, обладающий высокой степенью продуктивности этапов управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению результата в обучении и воспитании. ТК можно разделить на три части: вводная; этапы деятельности; ожидаемые результаты.
При написании ТК следует учитывать программу воспитания и обучения для каждой возрастной группы, особенности образовательной области, характер и структуру ОУД, обеспечить смену деятельности, отразить годовые задачи детского сада.
Содержание базового дошкольного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей по пяти образовательным областям:
«Здоровье» – формирование ЗОЖ.
«Коммуникация» – работа над развитием речи.
«Познание» – организация поисковой, экспериментальной, трудовой деятельности.
«Творчество» – развитие творческих способностей.
«Социум» – воспитание норм поведения.
Структура ОУД
Структура занятий предполагает активизацию познавательной деятельности, практические задания, активные методы работы: моделирование, игровые, оздоровительные упражнения, отработку практических навыков, рефлексию.
Подготовка к написанию вводной части
Основные параметры ТК: возрастная группа; образовательная область; раздел; тема; программные задачи; подбор материала; словарная работа; билингвальный компонент. Программные задачи делятся на обучающие – начинаются со слов побуждение, продолжение, представление о, подведение детей к, расширение знаний, знакомство, систематизация, закрепление, совершенствование, активизация и т. д. ; развивающие – со слов развитие, формирование и т. д. ; воспитательные – воспитание, привитие, побуждение и т. д.
Написание этапов деятельности
Этапы деятельности состоят из трех блоков:
Мотивационно-побудительный – с его помощью педагог использует методы и приемы, побуждающие ребенка к действию, вызывающие интерес к изучаемой теме.
Организационно-поисковый – воспитатель организует детский коллектив на решение главной задачи, активизирует поисковую деятельность.
Рефлексивно-корригирующий – заключительный блок, дети рассказывают о своих достижениях, результатах.
Мотивационно-побудительный этап включает основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале ОУД: вызвать интерес к содержанию, сконцентрировать внимание детей и раскрыть перед ними учебную задачу. Эффективным является игровой метод, он соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры легче активизировать внимание, удерживать его на предлагаемом содержании. Проблема определяет цель работы. Возникновение проблемной ситуации, то есть столкновение с противоречием между представлениями ребят и новой информацией, вызывает у них острое чувство удивления или затруднения, которое инициирует выполнение конкретной мыслительной работы: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Возникает необходимость освоения нового способа действия, решения учебной задачи нового типа. Рекомендуется ОУД начинать с психолого-педагогического настроя детей на деятельность. Это может быть момент неожиданности (приход героя, внесение предмета, создание игровой ситуации, рассмотрение жизненной ситуации, использование художественного слова и т. д.). Цель этого этапа – создание эмоционального настроя, заинтересованности, сосредоточение внимания через рассматривание, беседу, выполнение упражнений, выражение своего эмоционального состояния по поводу происходящих событий и т. д.
Организационно-поисковый этап – самый объемный, содержательный и насыщенный. В соответствии с программными задачами формируется поиск решения, определение имеющихся знаний, умений и то, чему предстоит научиться для достижения цели, решения задачи, что делает более наглядным сюжетное единство ОУД, помогает детям ориентироваться в ней, придерживаться выбранного пути. Руководство деятельностью детей на занятиях осуществляется методами, которые направлены на организацию первичного восприятия материала, установление связей, расширение знаний, обеспечивают обобщение, закрепление и применение новых знаний. При их отборе учитывается цель и содержание ОУД, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Отличительная особенность методов обучения – наличие приемов проблемно-поискового характера, которые способствуют высокой умственной активности, обеспечивают качественное усвоение знаний, интенсивное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности и вместе с тем формирование основных компонентов учебной деятельности. Методы обучения, используемые для активизации мыслительной активности детей: чередование видов деятельности; задания на развитие творческого воображения; решение логических задач, проблемных ситуаций, кроссвордов, ребусов; различные виды игр (словесные, грамматические, математические, логические, настольно-печатные, подвижные, народные). Следует помнить, что в связи с приобретением старшими дошкольниками опыта деятельности изменяется удельный вес игровых приемов при постановке и решении учебных задач, позволяющих формировать осознанное отношение. Чрезмерное их использование в процессе занятий препятствует формированию привычки к систематическому труду, умению прилагать усилия, преодолевать трудности, возникновению активности, связанной с волевым напряжением. В то же время недостаточное использование, «сухая» подача учебного материала приведет к тому, что у дошкольников не будет стремления следовать указаниям педагога, выполнять предложенные задания, искать ответы на поставленные вопросы. При решении учебных задач необходимо сочетать игровой и учебный методы, а также продумывать смену деятельности, вводить мотивы, стимулирующие качественное выполнение задания. Важно обеспечить активное участие всех воспитанников и умело использовать совместную и самостоятельную деятельность.
Рефлексивно-корригирующий этап. На этом этапе происходит фиксирование индивидуального шага каждого участника учебного процесса в ходе познания, поиска, исследования. Корректировка процесса познания в целях достижения запланированного результата и его анализа. Оформление ребенком результата своей деятельности. Поиск ответа на вопрос: «Что у меня получилось, а что – нет?». Соотношение действий воспитателя, побуждающих детей к деятельности.
План-таблица рефлексивно-корригирующего этапа
Рефлексивно-корригирующий этап
Обобщение новых знаний. Выводы об усвоении знаний, корректировка деятельности детей в дальнейшем. Фиксирование результатов деятельности. Планирование дальнейшей деятельности
Осознают то, чему научились, что узнали. Связывают полученные знания с жизненными ситуациями. Слушают, рассматривают, оценивают, высказываются, осознают причины успехов и неудачи или играют, читают стихотворения, поют, и т. д. Действуют.