Екатерина Бондаренко
Шпаргалка для родителей: подготовка к обучению грамоте и развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух - это слух, необходимый для дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые свистящие и шипящие).
Недоразвитие фонематического слуха может вызывать дефекты звукопроизношения у детей. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, в однокоренных словах общие суффиксы, предлоги и т. п.
Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Как же правильно заниматься с ребенком в домашних условиях?
1. Игра «Поймай нужный звук хлопком». Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. . То же с любыми другими звуками: Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
2. Игра «Придумать слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)
3. Игра «Определить место звука в слове». Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок.. . Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т. п.
4. Повторение цепочек слогов. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са, (за-за-СА). Например, Вы говорите са-ША-са и ребёнок тут же за вами это повторяет. Далее вы говорите следующую цепочку, а ребёнок её повторяет. Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т. е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т. п. Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за,
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
5. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, шж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т. п.
6. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т. е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
7. Игра «Угадай слово». Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т. п.
8. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
9. Игра «Цепочки слов». Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
10. Игра «Ушки слышат». Предлагаете детям назвать каким звуком отличаются слова: почка — бочка, палка — балка, пот — бот, полит — болит, порт — борт, трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, корка — горка, колос — голос, кол — гол, кот — год, икра — игра, кит — гид, там — дам, Толя — доля, уточки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — Дина, Тима — Дима, фаза — ваза, фас -вас, сова — софа, финт — винт, лоск — воск, лес — вес, лесть — весть, лью — вью, лить — вить, Лена — вена, ленок — венок, рожки — ложки, рак — лак, роза — лоза, ров — лов, рука — Лука, ром — лом, бурки — булки, болт — борт, репка — лепка, риза — Лиза, сорить — солить, варить — валить, Марина — малина, Варя — Валя, жарь — жаль, угорь — уголь, мерь — мель, суп — зуб, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — злить, сев — зев, свет — цвет, чайка — шайка, чурка —Шурка, кочка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка – кашка, чашки — шашки, челка — телка, вечер — ветер, плечи — плети, сок — шок, миска — мишка, крыса — крыша, каска — кашка, ус — уж, сук — жук, лес — лещ, плюс — плющ, зал — жал.