МААМ-картинки

Шпаргалка для родителей: подготовка к обучению грамоте и развитие фонематического слуха

Екатерина Бондаренко
Шпаргалка для родителей: подготовка к обучению грамоте и развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематический слух - это слух, необходимый для дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые свистящие и шипящие).

Недоразвитие фонематического слуха может вызывать дефекты звукопроизношения у детей. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, в однокоренных словах общие суффиксы, предлоги и т. п.

Темочки:

Для того чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.

Как же правильно заниматься с ребенком в домашних условиях?

1. Игра «Поймай нужный звук хлопком». Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K].. . То же с любыми другими звуками: Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

2. Игра «Придумать слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т. п.)

3. Игра «Определить место звука в слове». Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок.. . Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т. п.

4. Повторение цепочек слогов. Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са, (за-за-СА). Например, Вы говорите са-ША-са и ребёнок тут же за вами это повторяет. Далее вы говорите следующую цепочку, а ребёнок её повторяет. Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т. е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т. п. Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за,

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

5. Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, шж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т. п.

6. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т. е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

7. Игра «Угадай слово». Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т, л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т. п.

8. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

9. Игра «Цепочки слов». Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

10. Игра «Ушки слышат». Предлагаете детям назвать каким звуком отличаются слова: почка — бочка, палка — балка, пот — бот, полит — болит, порт — борт, трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, корка — горка, колос — голос, кол — гол, кот — год, икра — игра, кит — гид, там — дам, Толя — доля, уточки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — Дина, Тима — Дима, фаза — ваза, фас -вас, сова — софа, финт — винт, лоск — воск, лес — вес, лесть — весть, лью — вью, лить — вить, Лена — вена, ленок — венок, рожки — ложки, рак — лак, роза — лоза, ров — лов, рука — Лука, ром — лом, бурки — булки, болт — борт, репка — лепка, риза — Лиза, сорить — солить, варить — валить, Марина — малина, Варя — Валя, жарь — жаль, угорь — уголь, мерь — мель, суп — зуб, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — злить, сев — зев, свет — цвет, чайка — шайка, чурка —Шурка, кочка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка – кашка, чашки — шашки, челка — телка, вечер — ветер, плечи — плети, сок — шок, миска — мишка, крыса — крыша, каска — кашка, ус — уж, сук — жук, лес — лещ, плюс — плющ, зал — жал.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шпаргалка для родителей: подготовка к обучению грамоте и развитие фонематического слуха
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 18:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шпаргалка для родителей: подготовка к обучению грамоте и развитие фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бондаренко (УИ 2019259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД