Валентина Щипцова
Конспект образовательной деятельности по обучению финансовой грамотности детей старшего возраста «Школа высшей экономики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по обучению финансовой грамотности старшего возраста
«Школа высшей экономики»
Щипцова В. Н., воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ №20 «Сказка» г. Елабуга
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению финансовой грамотности детей старшего возраста „Школа высшей экономики“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность для школьников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности
Задачи:
Образовательные :
• Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
• Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
• Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
• Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
• Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
• Закреплять умение выполнять математические вычисления.
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
• Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности : накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Средства: ноутбук, проектор
Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы : презентация «История денег»
Форма работы: подгрупповая, групповая
Организация образовательной среды : копилка, надписи на стол «Ателье», «Стройка», листы бумаги по кол-ву девочек, цветные карандаши, трафареты платьев из картона по кол-ву девочек, полидрон, дощечки для записей, фломастеры, купюры разных стран, ракушки, банковская карточка, 2 списка за покупками в магазин, сюрприз, овощи, фрукты, карточки с жизненными потребностями, тазики с водой, кошельки, пакеты для покупок, касса, тележка в магазин, бейджики по кол-ву детей
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты, бережливость.
Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», рассматривание валюты разных стран.
Ход ОД:
1. Вводная часть. организационный момент
Дети проходят в группу и образуют круг
Воспитатель.
- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даё т: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель: Я предлагаю вам поступить в «Школу высшей экономики» (детям вручают бейджики с эмблемой школы»
2. Основная часть.
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Ответы детей (Для покупки продуктов питаная
Для оплаты коммунальных услуг
Для оплаты развлечений
Для покупки одежды
Для оплаты проезда в транспорте
Для покупки подарков
На благотворительность
Воспитатель: Что такое потребности?
Дети: ответы (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях, потребность в в дружбе, в заботе о друге)
Воспитатель: Потребности – это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.
(Дети проходят за столы)
Воспитатель: Ребята, обведите карточки с изображением жизненно важных потребностей.
Человек нуждается в солнце, без него человек бы погиб от холода и темноты
Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет
Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток
Человек нуждается в отдыхе, без сна он не может долго жить.
Человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонных людей.
Дети проходят на ковер
. Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Ответы детей
Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет) Сегодня вы будите тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в свои кошельки. Будет команда мальчиков и команда девочек
Игра «Выполни работу качественно»
Сейчас мы отправляемся на работу, девочки будут работать в ателье, мальчики на стройке строителями.
Девочки которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья, вам нужно выкроить как можно больше платьев.
Мальчики, которые работают на стройке, должны построить из полидронов объект, который принесет больше прибыли
(команды получают по две монете в копилки)
Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»
Воспитатель: Папа зарабатывает 2рубля. Мама зарабатывает 1 рубль. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Какое число получается? (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 6)
(За правильный ответ команды получают монету)
Второе Практическое задание. «Найди российские деньги».
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины. (2 команды)
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Ответы детей
Просмотр презинтации «История денег»
Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?
Ответы детей
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. 2. Эксперимент:
Воспитатель: Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
(Дети спрашиваю гостей удобно ли им пользоваться картой.)
Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по монетке.
Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день.
Деловая игра «Варим борщ»
Каждой каманде выдается список с продуктами которые нужно купить для борща. Одна команда отправляется на рынок, вторая в магазин. Дети покупают мпродукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось, Делают вывод где продукты обошлись дешевле
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).
Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада.
3. Итог. Рефлексия.
Вам понравилось в «Школе Высшей экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки медали в форме денежки»)