Саргылана Ноговицына
Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Публикация «Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами» размещена в разделах
Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой - важное звено непрерывного образования педагогических кадров. Наш коллектив имеет 15молодых специалистов (63 %) от педагогического коллектива.
В дошкольном учреждении работает несколько методических объединений, которые воспитатель может выбрать по желанию:
• «Школа молодого педагога», где педагог может получить необходимые ему знания и умения для успешного прохождения адаптации в ДОУ, организации своей деятельности;
• «Творческая группа» для улучшения образовательной работы в рамках программы развития учреждения;
Такая дифференцированность вызвана разноуровневым составом педагогического коллектива, учитывая их стаж работы, образование, интересы, трудности, ведь формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности, одна из основных потребностей на современном этапе.
Основной направленностью ШМП стало: методическое сопровождение адаптации педагога, содействие повышению профессионального мастерства начинающих педагогов. Поэтому в положении о школе молодого воспитателя мы закрепили данный тезис. Чтобы определить содержание встреч были проведены ряд бесед для начинающих педагогов, которые позволили сформировать круг проблем, с которыми столкнулись молодые воспитатели, выявили педагогический статус начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, что составила основу плана работы на год.
План «Школа молодого педагога» на 2015-2016 учебный год
Месяц Тема заседания Форма проведения Ответственные
Сентябрь Разработка памяток для вновь поступающих педагогов
О самообразовании. Консультация Ст. воспитатель
Октябрь Планирование. Трудности.
Методика проведения НОД Консультация Ст. воспитатель
Ноябрь «Методические рекомендации по преодолению трудностей (по запросу) Беседы Ст. воспитатель
февраль Учимся взаимодействовать с родителями Разнообразные формы работы с родителями.
Решение педагогических ситуаций. Консультация Заведующий
Ст. воспитатель
апрель Процедура прохождения аттестации. Обсуждение Заведующий
Ст. воспитатель
В течение года В течение учебного года посещение открытых занятий, участие в работе семинаров, консультаций и т. д. Участие Заведующий
Ст. воспитатель
В течение года Анализ документации Проверка документации Заведующий
Ст. воспитатель
Май Анализ работы молодых специалистов в течение года Беседа Заведующий
Ст. воспитатель
Каждый год содержание плана изменяется в соответствии с потребностями педагогов.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов :
-Традиционные: работа в едином образовательном пространстве, проблемные семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, творческие микрогруппы, наставничество, педагогические советы, повышение квалификации.
- Инновационные: «копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, творческие конкурсы, творческая лаборатория молодых специалистов.
Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.
Тематические семинары Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. В нашем детском саду практикуем выезд молодых специалистов в разные улусы для обмена опытом с другими воспитателями. Были в Горном, Чурапчинском, Таттинском, Мегино- Кангаласских улусах.
Зона анализа и результатов:
Учебный год Кол-во молодых педагогов Участие в конкурсах Повышение квалификации Печатные материалы в краевых сборниках Аттестация
2013-2014 16 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1
Участие в НПК с докладом- 4 7 - Сзд- 6 педагога
2014-2015 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1
Участие в НПК с докладом- 8 8 4 СЗД- 2 педагога
2015-2016 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1
Участие в НПК с докладом- 12 9 6 СЗД-2 педагога
1 квалиф. кат-5 педагога
Заключение
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаем этому методу значительное предпочтение.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект.
Список литературы:
1. Книга под редакцией: Управление персоналом. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, М. ЮНИТИ, 2002.
2. Статья из журнала: Беляева И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2008. - № 12.- С. 6 - 15
3. Методическая работа в ДОУ : эффективные формы и методы. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Родионова Ю. ,2008
4 Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М: ТЦ Сфера, 2003.