Ирина Михайлова
Инклюзивная практика как одна из форм воспитания толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование равных возможностей для людей с ограничениями здоровья в интеграции в общество и во все сферы жизнедеятельности является одним из направлений современной социальной политики. В настоящее время в российской практике в российской практике существует несколько вариантов организации учебного процесса и обучения детей с инвалидностью. С некоторой долей условности, формы обучения детей с особыми образовательными потребностями можно разделить на три типа: 1) специализированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждений 1 – 8 видов; 2) интегрированное обучение детей в специальных группах (классах) в общеобразовательных учреждениях; 3) инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Инклюзивное образование является наиболее предпочтительной формой обучения, для успешной социализации в детском коллективе и интеграции в общество. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Если старыми принципами были изоляция групп детей и объединение детей по их способностям и интеллектуальным возможностям, то современная практика противоположна. Это развитие опыта сосуществования детей с разными возможностями в едином социальном пространстве. Идея инклюзивного обучения, как педагогической системы, принадлежит еще Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30-е годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта [Выготский Л. С. 1983, с. 39-49].
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
Общей идеологией инклюзивного образования является признание различий и поиск общего между людьми. Толерантность и уважение к различиям.
Воспитание толерантности длительный процесс, требующий признания самим ребенком значимости для себя данной позиции и желания реализовать собственное толерантное отношение в повседневной практике. Формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ эффективно начинать еще в дошкольном возрасте. Когда закладывается фундамент личностных качеств человека.
Для меня тема воспитания толерантности очень актуальна, т. к. наш детский сад посещают воспитанники с РАС (расстройством аутистического спектра). За три года работы с детьми с ОВЗ в нашем учреждении сложилась определенная система инклюзивной практики. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в кругу. Круг, помогает ребенку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание. С утра мы проводим ритуал приветствия, становимся в круг и приветствуем друг друга. Традиционность в построении круга дает ребенку уверенность в безопасности внешнего мира. В кругу – все на равных позициях, все видят друг друга, можно взяться за руки, получить поддержку друзей.
Хороводная игра : «Все мы разные такие».
Все мы разные такие – шаг по кругу держась за руки
Пухленькие и худые – руки раскрыты широко и узко
Высокие и низкие – руки вверх; присесть
Медленные и быстрые – медленный шаг на месте; бег на месте
Все мы такие разные – шаг по кругу держась за руки
Трусливые и отважные – руками закрыть глаза; руки на пояс шаг вперед
Но каждый твердо должен знать – поднять вверх указательный палец
Друг другу нужно помогать – держась за руки сузили круг.
Толерантность — это очень широкое определение, включающее в себя много смыслов: это терпимость, сочувствие, милосердие, еще и умение поставить себя на место другого. Именно на эту тему я проводила занятие в инклюзивной группе, которую посещает моя воспитанница девочка с РАС. Цель занятия: формирование толерантности у сверстников к детям с ОВЗ; воспитание эмпатии.
Задачи
Социализация:
Формировать способность поставить себя на место другого;
Воспитывать потребность в чутком отношении друг к другу;
Коммуникация:
Приучать детей к самостоятельности суждений;
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;
Изобразительная деятельность:
Закреплять умения рисовать человека;
Учить детей передавать в рисунке черты облика (цвет волос, глаз).
Познавательное развитие:
Закреплять знания о различных видах деятельности;
Вызвать интерес к различным профессиям.
Детям предлагалось нарисовать друг друга по парам, и далее выполнить презентацию для друга в форме коллажа, на тему: Любимые занятия и мечты. В конце занятия все вместе рассматривали готовые коллажи, оговаривая то что все мы разные по внешнему виду: высокие и низкие, веселые и грустные, разные по цвету волос и глаз, в очках и без очков. Кто-то застенчивый и робкий, медлительный, а кто-то наоборот быстрый, подвижный и не усидчивый. Но все мы похожие тем, что у нас есть сильные стороны, любимые занятия и мечты.
Список литературы: 1. Выготский Л. С. 1983, с. 39-49.
2. Староверова М. А., Ковалев Е. В, Захарова А. В. 2018 Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
3. Тара Делани. Развитие основных навыков у детей с аутизмом.