Вера Кривошеева
Классификация игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Классификация детских игр и этапы её развития»
Рассмотрение этапов развития детской игры с неизбежностью приводит к рассмотрению проблемы поиска непротиворечивой и удобной в использовании классификации детских игр. Классификации, созданные разными авторами в разное время, опираются, например, на их развивающую роль, характер отражения действительности в играх или на чисто внешние признаки (возраст игроков, наличие или отсутствие игрового материала, количество игроков, место проведения, степень педагогического управления играми). Каждый из подходов в той или иной мере, имеет право на существование, а в совокупности они ещё раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры.
Публикация «Классификация игр» размещена в разделах
Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из её вариантов, все игры детей следует делить на:
• физические игры, развивающие силу и ловкость;
• игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение;
• умственные игры, требующие «обдумывания и суждения»
Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, делил все игры на шесть групп:
• подвижные игры, цель которых - развитие и укрепление мускулов ребёнка;
• воспитывающие чувства, которые развивают ловкость, верность взгляда, приучая определять расстояния;
• развивающие ум, которые служат развитию наблюдательности и суждения;
• эмоциональные, в них происходит развитие чувственности;
• артистические - подражательные, пластические, драматические и т. д.
К. Бюлер выделяет два рода игр. Игры первого рода называет «экспериментированием в игре»; в них ребёнок имеет дело с самим собой или товарищами. В их число включаются подвижные игры, а так же «аффективные игры» типа пряток жмурок и другие. Игры второго рода – «общественные» - это игры в борьбу, игры - подражания.
В. Штерн делит игры на одиночные и социальные. В ходе одиночных игр ребёнок устанавливает господство над собственным телом и над вещами, а так же разыгрывает роли, позволяющие уточнить представления о собственном «я» и его возможных превращениях. Первыми товарищами ребёнка в социальных играх выступают взрослые, но чем старше ребёнок, тем значительнее становится его интерес к детям.
С. А. Шмаков предлагает все детские игры условно делить на две большие группы: игры с готовыми правилами и «вольные» без установленных правил. Условность такого деления сразу же оговаривается самим автором, так как во всех играх присутствует вольное, творческое начало, и во всех играх есть элементарные условия-правила.
О. С. Газман тоже выделяет два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Первый тип игр – это большинство дидактических и подвижных игр. Развивающие (интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы); второй тип – игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
В Основу одного из современных вариантов классификации детских игр С. Л. Новосёлова, не отрицая рациональности прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции реалий сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об игре, закладывает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Первый класс - игры, возникающие по инициативе самих детей; они являются своеобразной практической формой размышления ребёнка об окружающей его природной и социальной действительности. Второй - игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые). К детям они приходят от взрослых, но освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению игр первого класса. Третий – так называемые традиционные или народные игры, идущие из глубины этноса.
Достоинством этой классификации является, с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребёнка, а с другой – возможность проследить, как на протяжении раннего дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность в игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга, или сосуществуют одновременно разные виды игр. Можно видеть, что одни игры характерны для определё нного возраста: сюжетно-ролевая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем практически бесследно исчезает, в то время как, например, игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, режиссерские и подвижные игры свойственны для всех возрастных групп, но при этом их содержание, разумеется, меняется.
Умение играть ребёнок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребёнок – это без сомнения, играющий ребёнок. Полноценная игра как детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослыми.
По мнению В. Штерна – развитие игры ребёнка проходит такие же этапы, как завоевание им пространства: исходя из собственного «я», оно распространяет свою деятельность концентрическими дугами на более широкие области.
Из опыта работы хотелось бы отметить четыре этапа развития игры.
2,5 – 3 года – это игры с предметами. Они отличаются примитивностью сюжета, однообразием действий с предметами, сравнительной непродолжительностью. Здесь дети играют, в основном, поодиночке.
3-4 года – образно – ролевая игра. Её отличия в том, что ребёнок принимает на себя своеобразную роль и, воспроизводя какое-то специфическое действие, ведёт себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.
Следующий вид игры -сюжетно-ролевая. она возникает на основе предшествующей предметной и образно-ролевой игр (4-5 лет, Этим играм свойственны игры воображения и подражания (игры в семью, магазин, парикмахерская, железная дорога и т. д.
К концу дошкольного периода (6-7 лет, появляется ещё один вид игры – игры с правилами: игры-соревнования, традиционные (народные, строительные, драматические и т. д. Деятельность детей в них приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности – учебной.
Представленная последовательность смены игр и развёртывания игры как детской деятельности носит в целом логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь более сложными и более совершенными по мере развития самого ребёнка.
Таким образом, даже краткий анализ детской игры, её видов и этапов развития, с одной стороны, вводит нас во внутренний мир ребёнка, помогает глубже понять особенности и своеобразие детства в целом, а с другой – убеждает в том, что она действительно выступает естественной потребностью ребёнка, уникальным явлением социальной жизни. Игра в прошлом и настоящем существует и как самостоятельный вид человеческой деятельности, и как составляющая других видов деятельности (учения, искусства, спорта, и другое).
Используемая литература: Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности ребёнка». М. : ТЦ Сфера, 2009 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)