МААМ-картинки

Школа и семья — партнёры в воспитании детей

Наталия Осинникова
Школа и семья — партнёры в воспитании детей

Семья и школа – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таким образом школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.

Публикация «Школа и семья — партнёры в воспитании детей» размещена в разделах

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии.

Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.

Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Да и средства массовой информации сегодня чаще дают негативную информацию о школе, формирует у родителей предвзятое отношение к учителю.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть

успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им

лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом

помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здесь уместно вспомнить слова Сухомлинского:

«Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью

Его же слова

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

Детям с ОВЗ сложно адаптироваться в новой обстановке, пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь в дальнейшем. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Сегодня инклюзия становится реальностью образовательного процесса в России. Она способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.

Важнейшим институтом социализации ребенка является семья. Это его персональная среда жизни. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Поэтому семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь.

В школе сегодня обучается 235 детей с ОВЗ. Из них 79 – детей инвалидов. Коллектив детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден. Это определяется, прежде всего, тем, что в него входят дети с разными нарушениями развития (с нарушением слуха, речи, зрения, с, задержкой психического развития, нарушением интеллекта, с нарушением опорно-двигательного аппарата, аутистического спектра, множественными нарушениями).

Планируя работу с семьями, мы первоначально проводим обследование семей. Что бы наша работа с семьей была эффективной, мы начинаем свои отношения с семьей через ее изучение. В этой работе задействованы классный руководитель, психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР. Мы применяем такие методы, как:

• диагностика;

• тестирование и анкетирование;

• консультация;

• наблюдения;

• беседа;

• сочинение как метод изучения семьи;

• метод обобщения независимых характеристик;

• посещение семей

• телефон доверия (телефон классного руководителя, психолога и социального педагога есть почти у всех родителей)

На основании обследования семей ежегодно составляются паспорта класса, на основании которых составляется паспорт школы.

• Неполные семьи –

• Малоимущие-

• Многодетные-

• Замещающие семьи-

Согласно нашей диагностике, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших учащихся– детей с ОВЗ :

Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ, особенно детей-инвалидов, ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

Родителями не воспринимают себя и своих детей такими, какие они есть. Они испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, курение, совершение противоправных деяний и т. д, в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.

Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.

Одним из самых главных приоритетов в работе в условиях инклюзивного образования, считаем необходимостью вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним.

Необходима совместная разработка учебного плана, режима ребенка, общих единых требований учителя и родителей:

1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.

2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.

3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.

4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.

5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.

6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.

7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.

Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями

• повышение правовой, педагогической компетентности родителей;

• организация совместной деятельности школы и родителей по укреплению здоровья детей;

• оптимизация отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом;

• вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, ребенка – инвалида. Родители обучающихся должны стать субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

В школе работает программа «Семья и школа – единое образовательное пространство». Программа предполагает взаимодействие команды:

• Родители

• Дети

• Администрация

• Классный руководитель

• Учителя-предметники

• Психолог

• Дефектолог

• Логопед

• Социальный педагог

Целью программы является поддержка родителей и помощь семьям в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

В программе определены уровни взаимодействия с родителями, представлены разнообразные формы партнерства с родителями.

При всем разнообразии форм проведения работы с родителями главными остаются следующие принципы:

• согласия, обеспечивающий понимание воспитательной цели и взаимное доверие;

• сопряжения - гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку;

• сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия;

• содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

• Систематичности проведения мероприятий, целевое их планирование;

• ориентированности на конечную цель;

• учета родительских социально-психологических установок и их коррекция.

Были выделены основные направления взаимодействия школы с семьями обучающихся

1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

2. Взаимодействие семьи и школы в процессе создания и реализации адаптированных образовательных программ и СИПР

3. Оптимизация детско-родительских отношений

4. Поддержка и повышение социального статуса семей

5. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

6. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

7. Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребёнка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на' изменения, происходящие с ребёнком.

Компетентный родитель - это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребёнка и общества в целом и в лучшую сторону.

Классный руководитель в работе с семьей выступает в четырех основных ролях:

Информатор - информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью;

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Советчик – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Таким образом, педагогам необходимо владеть особыми компетенциями, в том числе развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с родителями.

Наша цель постараться выработать у родителей следующие компетенции:

1. Системно-деятельностные компетенции

• Способность к анализу и синтезу

• Базовые знания основ психологии

• Способность применять знания на практике

• Способность адаптироваться к новым ситуациям

2. Компетенции самоорганизации самоуправления

• Уверенность в себе

• Способность к самокритике

• Способность к рефлексии

• Способность адаптироваться

• Способность брать на себя ответственность

3. Компетенции социального взаимодействия

• Навыки межличностных отношений

• Социальная компетентность

• Способность учитывать точку зрения и интересы других

При планировании сотрудничества с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов, мы определили способы установления позитивного контакта с родителями:

1. Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.

2. Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.

3. При возможности следует организовать домашнее визитирование-посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.

4. Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так, у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в образовании.

5. Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.

Педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями.

• Как заинтересовать родителей в совместной работе?

• Как сделать их участниками образовательного процесса?

Ведь положительный результат может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами школы и родителями на протяжении всего периода обучения.

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности.

В своей работе классные руководители применяют индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Важный принцип работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали школе, их надо впустить в школу».

Кроме традиционных форм работы с родителями, таких как родительские собрания, беседы, лекции, хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, такие как: «круглые столы», семинары-практикумы; тематические консультации; психологические тренинги.

Семинары-практикумы и «круглые столы», как правило, посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Широко применяем такую форму как тематические консультации. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. Обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке, а так же вопросы увлечений ребенка, его интересы, поведенческие реакции, особенности характера; мотивации учения и т. д.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

С целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя проводим открытые уроки. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе.

Вовлечь родителей в учебно - воспитательный процесс нам позволяет организация совместных досуговых мероприятий, к которым родители относятся очень хорошо. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Для родителей предлагаются:

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- оказание помощи в организации и проведении внеклассных дел;

- дни творчества детей и их родителей;

- совместные праздники, дни именинника;

- подготовка и проведение концертов;

- дни здоровья;

- общественные вечера с показом художественной самодеятельности;

- туристические походы и слёты;

- спортивные соревнования;

- игровые семейные конкурсы;

- экскурсионные поездки.

Черепанов В, Богомоловы на соревн

Конкурсы детей (у Тат Конст

Различного рода информация дается родителям через информационные листки, памятки, рекомендации, сайт школы, ссылки на различные источники, «дневники наблюдения».

Каждый из нас твёрдо верит, что нельзя останавливается на достигнутом, нужно постоянно учиться, искать инновационные интересные формы, методы, пути работы с родителями и результаты труда обязательно будут улучшаться.

Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями :

• наличие организационной структуры в работе с родителями;

• конкретные дела родителей, помощь школе и классу;

• наличие традиций сотрудничества школы с родителями;

• обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;

• позитивный уровень сохранности здоровья детей;

• высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила

Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны

В. А. Сухомлинский

Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М. : АСТ, 2008.

• Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. -М. : Теревинф, 2013.

• Корельская Н. Г. «Особенная» семья- «особенный ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии. -М. : 2008

https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-roditelyami-detey-s-ovz/

Публикации по теме:

Народное искусство в воспитании детей «Народное искусство в воспитании детей» Россия- это наша с Вами Родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо.

Памятка для родителей о воспитании детей Родители вовсе не обязаны выполнять любой каприз ребенка, чтобы показать ему свою любовь. Умение устанавливать границы – это.

Преемственность в экологическом воспитании в системе ДОУ — начальная школа «Преемственность в экологическом воспитании в системе «ДОУ — начальная школа» Мурыгина И. В., Царькова В. И. МБДОУ д/с №4 г. Арзамаса «Школа.

Выпускной в 4 классе «Прощай, школа — здравствуй, школа» Тема: Прощай школа, здравствуй школа. Задачи: 1. Воспитывать умение общаться, дружить, делать человеку праздник. 2. Способствовать сплочению.

Музыкотерапия в развитии и воспитании детей с ОВЗ МУЗЫКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Звучит пьеса Чайковского «Подснежник» Вы прослушали.

Родительское собрание в 3 классе «Семья и школа — партнёры в воспитании ребёнка» Семья и школа - партнёры в воспитании ребёнка Подготовила: Трощенкова С. И., классный руководитель 3 класса Только вместе с родителями,.

Родительское собрание с участием детей «Роль этикета в воспитании детей» (подготовительная к школе группа) Цель:Установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество». Задачи:Привлечь внимание родителей к вопросу.

Родительское собрание в 1 классе «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия» Родительское собрание Тем: «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия. Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы.

Сказки и их роль в воспитании детей «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей на примере жизни и быта казаков в старые временаОпыт работы по патриотическому воспитанию детей на примере жизни и быта казаков в старые времена роблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Любовь к Родине, патриотизм во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школа и семья — партнёры в воспитании детей
Опубликовано: 2 октября 2019 в 20:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД